В детском саду «Солнышко» практикуется проектная деятельность, когда дошкольники на основании собственных исследований, опытов, экспериментов и личных наблюдений познают окружающий мир.
Не так давно в одном из магазинов райцентра стала свидетелем довольно-таки любопытного диалога между матерью и сыном.
-Почему ты не разрешаешь мне есть снег и грызть сосульки, а мороженое покупаешь? – допытывался малыш и приплясывал от нетерпения, пока продавец отсчитывала сдачу.
-Потому что… мороженое… сладкое, - как-то неуверенно ответила молодая женщина, протягивая сыну сладкий брикет.
-Но ведь мороженое тоже холодное, и может заболеть горлышко, – продолжал рассуждать малыш, деловито сдирая блестящую обертку с вожделенного лакомства.
-Тогда сейчас заберу! – шутливо пригрозила родительница, но шустрый пацанчик проворно спрятал лакомство за спину…
Можно с уверенностью сказать, что этот малыш - не воспитанник детского сада «Солнышко», иначе бы он не задавал вопрос по поводу «съедобности» снега и сосулек.
Экологический проект «Царица-водица», который вместе с воспитателями и родителями защищали ребята средней группы детского сада «Солнышко», строился на основе экспериментов, и выражение «лучше один раз увидеть…» здесь уместно, как никогда, ведь ничто так сильно не убеждает детей, как наглядный пример.
…Принесли ребята с прогулки горсть снега и поместили в пустую посудину. Вскоре комок растаял, а на дне появился тёмный осадок.
-Оказывается, снег не такой чистый, как кажется на первый взгляд, - зашумела детвора.
-А почему, как вы думаете? – не замедлила спросить воспитатель.
Версий было много: машины ездят, самолёты летают… Куда оседает вся грязь и пыль? Правильно, на землю, а зимой - на снег. Да разве можно его пробовать на вкус, допустимо ли тянуть в рот сосульки, которые так аппетитно свисают с карнизов? Ведь крыши никто не пылесосит, не моет…
Опыт со снегом – лишь малая толика той обширной, долгосрочной программы, которая была разбита на несколько этапов, и у малышей к подобным занятиям – интерес особый, ведь каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя что-то новое, доселе неизвестное. Проводя опыты, дети устанавливали взаимосвязи, учились выдвигать гипотезы, анализировали, сравнивали… А также учились правильно строить речь и обогащали свой словарный запас. Но, пожалуй, самое главное – это эмоциональный, радостный настрой ребёнка, когда он познаёт окружающий мир, и уже сейчас, в период дошкольного детства, может ответить - почему нельзя есть снег и грызть сосульки?