Медиакарта
13:27 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Живет в деревне ветеран

По-разному складываются судьбы людские, но у тех, кто родился в конце двадцатых годов прошлого века и по возрасту не попал на войну, есть то, что их объединяет. Все они – труженики тыла. Сегодня я хочу рассказать о судьбе ветерана труда, ветерана Великой Отечественной войны Насибуллы Хисматулловича Муратбакиева из села Бегишевского. А рассказать о нем мне предложил глава администрации Бегишевского сельского поселения Р.Т. Аминов.

Хозяин встретил нас в ограде возле своего большого дома. Как настоящий рыбак он готовился к весне, чинил свой испытанный фитиль. Правда, в нынешнюю зиму озеро Будановское, как и все пойменные озера Иртыша, «сгорело». И теперь одна надежда на то, что будет большая вода, а с ней из реки придет в озеро рыба.

Я не случайно начал свой рассказ с озера, ведь именно оно в военные и послевоенные годы кормило жителей деревни. Да и сейчас кормит. А самым известным и удачливым рыбаком в деревне был дедушка моего героя, которого звали Ахматчан Аширбакович. Именно он передал внуку свои секреты и рыбацкую удачу. А тогда, во время войны, когда воевал на фронте отец и в 1943 году умерла от перитонита, после того как лопнул аппендицит, мать, дедушка своей рыбой спасал внуков от голода.

Весной 41-го года была большая вода. Деревня оказалась со всех сторон окружена водой, как остров. Сельсовет тогда находился во Второвагае, откуда и добрался нарочный с вестью о начале войны.

Из деревни один за другим уходили на фронт мужчины. В конце 1941 года пришел черед и отцу Насибуллы. Воевал Хисматулла Ахметчанович под Сталинградом. Там уцелел, но все-таки в конце 1944 года пришла семье похоронка. Вместе с ней принесла почтальонка 400 рублей. Матери к тому времени уже не было.

А Насибулла вовсю трудился в местном колхозе, который носил имя всесоюзного старосты М. Калинина. Уже в 1942 году, двенадцатилетним, пахал со сверстниками на лошадях поля, косил сено, а во время уборки жал серпом хлеба.

Какое-то количество зерна давали на трудодни, но очень мало. Вот тогда-то местное население стало по примеру жителей русских деревень сажать картошку. Голод не тетка.

А ходили в холщовых штанах из мешковины, на ногах носили самодельные кожаные черки. С военной поры запомнилась Насибулле сенокосная страда. Обычно в это время резали для артели косарей барана и пекли хлеб для общественного питания.

Из пяти его братьев и сестер до войны не стало Гульбанисы. Во время войны умерла самая младшая, Нагима. В Казанском детском доме после смерти матери оказались остальные. А самый старший, Насибулла, был уже заправским колхозником.

Колхозная жизнь продолжалась и после войны, до 1950 года, когда Н.Х. Муратбакиева призвали в армию. Но за год до этого он обзавелся семьей и как раз в 1950 у него родился старший сын Хисматулла. Тогда был единый Советский Союз, и Насибулла первое время служил в Белоруссии, а после – в Сочи. Через два с половиной года, не дослужив положенный трехлетний срок, он вернулся домой. Комиссовали по состоянию здоровья.

И снова на колхозную работу. Шел туда, куда пошлют. А когда в Дубровном после слияния двух районов открылось училище механизации, Насибулла, проучившись там год, стал механизатором. Трудился уже в укрупненном колхозе, а после - и совхозе им. А.Г. Первухина на тракторе и на комбайне, пока не получил травму.

Дело было так. Насибулла Хисматуллович ремонтировал свой комбайн, готовил его к уборке 1966 года. Токарь Борис Дьяченко попросил его поддержать вал. А в результате руку вместе с верхонкой закрутило, да так, что оборвало палец и в нескольких местах переломало кости руки.

Определили Н.Х. Муратбакиева на третью группу инвалидности, но он по-прежнему продолжал работать в совхозе, но уже не на технике. В 1989 году ушел на заслуженный отдых.

Сейчас ветерану идет 81-й год. Он возрасту не поддается, всегда в добром настроении. Как и прежде, хлопочет по хозяйству. По его словам, теперь только жить да радоваться: дома свет, газ, телевизор и сотовый телефон. Правда, супруга, с которой они вырастили шестерых детей, сейчас приболела. Трое детей Муратбакиевых живут своими семьями и трудятся в Мегионе. Там Хадича Сунгатуловна, супруга моего героя, и лечится.

Мы долго с хозяином считали, сколько же у него внуков и правнуков, и вот что у нас получилось: внуков – 16, а правнуков пока 11. Но не только внуками и правнуками богат Насибулла Хисматуллович. Свой дом он поставил 22 года назад, а потом построил в родной деревне дома сыну Хисматулле и двум его сыновьям, Рафику и Рудику, а также сыну Нариману и дочери Айнинур. Построили дом и Саиду, но он его продал, а сам сейчас с семьей живет в областном центре.

Прежде Муратбакиевы держали большое хозяйство, а теперь оставили только одну кобылу, чтобы приносила жеребят. Как раз, когда мы уезжали, она вернулась в ограду с водопоя. А мы попрощались с радушным хозяином и, пожелав ему доброго здоровья, поехали дальше.

Девятого мая наденет на себя Насибулла Хисматуллович парадный костюм с медалями и отправился на торжественный митинг. День Победы – это его праздник.

Геннадий ГИЛЛЬ

Фото автора