Смотришь на этих любознательных ребятишек и диву даёшься! Мало того, что они быстро осваивают компьютеры, так они ещё и другими интересными вещами занимаются! А именно конструированием, программированием, исследованиями и другими кажущимися многим взрослым заумными и далёкими от их понимания вещами.
Недавно в Казанской средней школе появилась новая техника. Буквально с третьей четверти текущего учебного года в распоряжение учащихся 4-х классов и старшеклассников поступили роботы. Честно говоря, я их представляла несколько иначе. Думала, стоит в каком-нибудь клас-сном кабинете этакий робот, который, к примеру, выполняет (под руководством учащихся) все их приказы. Вот он тянется железными руками к доске, пишет, разговаривает, решает задачки и примеры. Ан нет. На деле всё выглядит иначе.
Вот ребятишки из начальной школы рассаживаются за свои компьютеры. Работают они парами. Это позволяет им во время работы общаться, сотрудничать, находить в итоге общее (правильное) решение. Для каждой такой пары школьников выдаётся набор конструктора «Лего» (наверняка взрослые знают, что «Лего» – это мелкие пластмассовые детальки, из которых потом собираются любые предметы для игры). Для учащихся начальных классов администрацией Казанской школы были приобретены комплекты заданий, каждое из которых разбито на четыре раздела по три задания в каждом. В каждом разделе дети занимаются технологией, сборкой и программированием, а также упражняются во всех четырёх предметных областях. Но каждый раздел (это «Забавные механизмы», «Звери», «Футбол», «Приключения») имеет свою предметную область, на которой фокусируется деятельность учащихся.
Вот, например, раздел «Забавные механизмы». Здесь основной предметной областью является физика. Дети-четвероклас-сники, собирая из «Лего» забавных обезьянок (или что-то ещё), знакомятся с такими понятиями, как ремённая передача, шкивы, зубчатые колёса, изучают принцип действия рычагов и многое другое. В разделе «Звери» основным предметом является технология. Иначе говоря, учащиеся начальной школы должны понять, как система в целом реагирует на окружение. Вот голодный аллигатор, собранный из деталек «Лего». Дети программируют его так, чтобы он закрывал свою пасть, когда специальный датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» ученики программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Раздел «Футбол» сфокусирован на математике. На занятии «Вратарь» ученики подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счёта. Раздел «Приключения» направлен в основном на развитие речи. Модель используется для драматургического эффекта. Занятие «Спасение самолёта» нужно для того, чтобы дети осваивали журналистский жанр интервью. Они, описывая приключения пилота, отвечают на вопросы: «Кто? Что? Где? Почему? Как?»
В начальном звене с ребятами занимаются три педагога – Н.С. Медведева, Н.С. Рыжкова, О.А. Тютюникова. Сначала они тоже прошли соответствующие курсы и научились конструировать, программировать, испытывать модели. Теперь свои знания педагоги передают детям. Учителя убеждены в том, что робототехника позволяет детям мыслить творчески. Работая парами, дети развивают словарный запас, учатся проводить исследования, выполнять различные задания.
– Создавать роботов и смотреть, как они работают – это невероятно интересное и весёлое занятие, – так считают педагоги.
Не отстали от своих младших товарищей и старшеклассники. Учащиеся 9-х и 10-х классов объединились в кружок, руководит которым учитель физики Казанской школы Л.П. Гребцова. Смотрю на юношей, которые программируют роботов, и вижу в них всё тех же детей. Только их игрушки (они тоже сделаны из конструктора «Лего») значительно сложнее, чем у младших школьников. Вот один из роботов, снабжённый специальным датчиком, не только «научен» передвигаться по прямой дороге, но и поворачивать. Другой робот умеет поднимать предмет и перемещать его в пространстве. Здесь юноши тоже работают парами, в результате их кропотливой работы получается робот, который умеет делать определённые операции. В итоге на практике отрабатываются знания из области информатики, математики, физики. После того, как робот готов, нужно ещё суметь объяснить зрителям, что именно он умеет делать. Таким образом, развивается речь, абстрактное мышление, когда школьники рассказывают учителю и зрителям о создаваемой ими модели.
На создателей роботов я смотрела как на мудрецов – людей, которые знают в этой области гораздо больше, чем я. К ним, этим умникам и умницам, хочется обращаться с вопросами, не стесняясь своего возраста, и получать компетентные ответы. Вот такие они, сегодняшние школьники, для которых созданы все условия для получения качественного образования.