25 марта отмечается День работника культуры. Тех, кто посвятил свою жизнь формированию духовных и нравственных ценностей, чей труд делает нас счастливее и лучше. Понимание культуры закладывается с детства, и первая встреча с искусством происходит в театре кукол. Так уж совпало, что День работника культуры оказался как раз посередине между ещё двумя знаковыми праздниками – Международным днём кукольника и Международным днём театра.
Тюменский театр кукол 10 лет отмечает свой профессиональный праздник, каждый раз посвящая неделю кому-нибудь из труппы. Нынешняя стала бенефисом Вадима Ерёменко. «Афроамериканец» в «шкуре» Серого Волка, Дракона и…» – такой слоган украшает баннер театра.
Юные зрители увидят спектакли «Карлик Нос», «Сказка про Слона и Крокодила», «Африкана-на-на», «Иван-царевич и Серый Волк», «Гуси-лебеди», «Приключения Зайчонка». А недавно Вадим Ерёменко принял участие в премьере «Барышня-крестьянка», сыграв роль Григория Муромского. Постановка абсолютно драматическая, без кукол и масок, что позволило актёрам попробовать себя в новом амплуа. И можно с уверенностью сказать, что эксперимент удался, и у театра кукол расширилась зрительская аудитория. Думаю, спектакль будет интересен и школьникам, и их родителям, поскольку настоящие чувства не могут не волновать.
После спектакля я встретилась с Вадимом.
– С чего начался ваш роман с театром?
– Еще со школьной скамьи, уже тогда я понял, что не хочу заниматься ничем другим. Я рос в городе Рудном, и логично было бы, если бы пошёл в инженеры, чего и хотели мои родители. Но я настоял на своём и поехал поступать в Кустанай. Мама позже признавалась, что молилась, чтобы меня не приняли. Потом был Екатеринбург, где я и получил навыки кукловода.
– Становясь актёром-кукольником, вы понимали, что в основном придётся работать на детскую аудиторию. Вас не пугала такая перспектива?
– Когда я учился в Кустанае, я не мог и предположить, что буду играть перед детьми, смогу удерживать их внимание. Но все приходит с опытом.
– Теперь вы можете реализовать себя и как драматический актёр...
– Меня очень радует, что в наш театр будут приходить взрослые, мы поставили цель расширить аудиторию. Надеюсь, «Барышня-крестьянка» не последний спектакль такого формата.
– Вы помните первую куклу, в которую вдохнули жизнь?
– Да, это было на третьем курсе, вертепная кукла царь Ирод. Именно с неё началась наша взаимная любовь с кукольным театром. Я как-то сразу проникся историей, может, ещё и поэтому у меня все получилось.
– В Тюмень вы попали по воле случая?
– По воле судьбы. Я работал в Москве около года, но меня не всё устраивало, и я уже начал подыскивать другие варианты. Мой друг в то время работал в Тюменском театре кукол, он мне предложил приехать и показаться режиссёру. Так, с 2003 года я состою в этой труппе. Когда меня приняли, уволился один из актёров, и мне с ходу пришлось вводиться в несколько спектаклей.
– Работать на вводе, значит, повторять рисунок роли, созданный другим.
– Это сложно, так как в кукольных спектаклях нужно подстраиваться под партнеров буквально на каждом шагу, ведь все движения уже выверены. К тому же нужно найти общий язык с куклой. Это и было боевым крещением, испытанием на прочность.
– Как выбирали спектакли для своего бенефиса?
– Решение принимал не я, а руководство театра. К сожалению, в афишу не вошел мой любимый спектакль «Король Олень», мы его вообще редко играем, так же, как еще один замечательный спектакль «Жил-был Геракл». Но мне грех жаловаться, в Тюменском театре мной сыграно почти сорок постановок, так что есть из чего выбирать.