В последнее время немецкий язык незаслуженно вытесняется английским - несмотря на то, что культурные, политические и экономические контакты с Германией становятся все теснее. Деловые, партнерские связи с немецкоязычными странами расширяются; все больше людей испытывают трудности из-за незнания немецкого языка. Происходит это потому, что часто родители и учащиеся ошибочно считают немецкий язык немодным, невостребованным. У таких ребят слабо выражена мотивация учебной деятельности.
Сложившаяся ситуация подтолкнула меня к мысли, что необходимы дополнительные занятия. Поэтому в школе был создан кружок «Немецкий с удовольствием», на котором я большое внимание уделяю грамматике, развитию разговорной речи, проектной деятельности учащихся. Мы с ребятами активно участвуем в школьных праздниках. На Новый год - сказка на немецком языке «Золотой гусь» с участием 5 и 7 классов, к Дню святого Валентина - конкурс стихов о любви (8-10 классы) и песен на немецком, изготовление «валентинок», творческих проектов с использованием IТ-технологий на языке оригинала.
Современному учителю работать сложнее, но и интереснее. Ведь нам, помимо своего предмета, приходится осваивать новые педагогические и информационные технологии, так как главной задачей образования сейчас является не только получение учащимися знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, умения ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. Применение компьютера на уроке - это для нас уже не новшество, а мультимедийная доска стала такой же привычной, как обычная.
Классы у нас небольшие, есть возможность работать с детьми, учитывая интересы и возможности каждого. Поэтому я использую разные приемы и методы (традиционные и нетрадиционные) для развития познавательных и творческих способностей детей.
Мои ученики с удовольствием выполняют творческие задания и презентуют результаты с помощью IT-технологий. Мне очень хочется отметить детей, которые выделяются на фоне других своим трудолюбием, тягой к знаниям (причем и по многим другим предметам они «звездочки»). Всегда удивляют творческим подходом к выполнению домашних заданий М.Иштокина, И.Кириллов и А.Кузьмин (11 класс), А.Малахов, В.Маркин, Ю.Сазонова, Ю.Коркина (10 класс), А.Ларкин и А.Лисовская (9 класс), Д.Рукавишникова, К.Колмакова, Д.Кулькова, О.Кириллова (8 класс), Е.Петунина (7 класс).
Как я уже говорила выше, знания - это не самое главное. Главное, чтобы наши дети выросли добрыми, порядочными, отзывчивыми людьми. Получается, что учителя - это люди, профессия которых универсальна. Мы должны быть и врачами, и артистами, и психологами, чтобы понять по глазам детей, чего они ждут: доброты, тепла, понимания. Именно поэтому я увлеклась исследовательской работой уже не по предмету. В группу исследователей вошли ребята из той же «звездной» команды.
Предметом изучения одной из работ прошлого года стала такая простая, на первый взгляд, но такая важная для маленького человека и подрастающей девушки, будущей мамы, колыбельная песня. Ю.Сазонова, Д.Рукавишникова, К.Колмакова, Д.Кулькова, О.Кириллова, М.Артемова не только записали колыбельные песни земли уктузской, но и выяснили, что колыбельная песня положительно влияет на развитие ребенка и даже на физическое состояние будущей мамы.
После защиты проекта А.Ларкина в рамках недели немецкого языка многие заинтересовались современной музыкой, популярной среди немецких подростков.
Среди конкурсов, предложенных для участия, Ю.Сазонова и Ю.Коркина выбрали областную конференцию «Немцы Тюменской области». Объектом нашего исследования стала судьба семьи Гайценрейдеров (а Юлия и Юлиана - правнучки, представляют четвертое поколение уктузских Гайценрейдеров), которая была репрессирована из Поволжья. В результате своей работы мы пришли к пониманию, что тема непосредственно касается судьбы не только этой семьи, но еще многих людей, которые оказались причастными к судьбам России, историческим событиям, связанными с Великой Отечественной войной.
Я уверена, что мои девочки будут петь своим малышам на ночь колыбельные, а не включать мультики с душераздирающими воплями героев, и станут любящими мамами и хорошими женами. А информация, собранная о большой героической семье Гайценрейдеров (60 человек), сохранится в домашнем архиве, и правнучки будут душевнее, трепетнее относиться к своим бабушкам. А ведь не с этого ли начинается любовь к Родине, Отечеству. Разве этого мало для результата?
Да, школьная пора - это великая пора. Школьные годы - это время, когда надо задавать себе вопросы, когда еще не поздно что-то изменить или развить в себе: знания, характер, привычки, убеждения. И я рада, если мне удалось кому-то в этом помочь, кого-то в чем-то поддержать, направить.
Т. ФУРНОВА,
учитель МАОУ
«СОШ с. Уктуз».
На снимке: Тамара Геннадьевна Фурнова.