Медиакарта
20:36 | 18 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обсчитали? Обвесили? Обманули? ЖАЛУЙТЕСЬ!

Обсчитали? Обвесили? Обманули? ЖАЛУЙТЕСЬ!
09:42 | 28 марта 2012
Источник: Новая жизнь

Сегодня гость редакции «Новой жизни» - начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском и Сладковском районах Б.С.ЖУНУБАЕВА. А разговор у нас пойдет о работе территориального отдела в сфере защиты прав потребителей.

-Бахыт Султановна, защита прав потребителей – одно из важнейших направлений в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Но потребитель и сам должен быть заинтересован в защите своих прав. Что вы можете сказать о нашем сельском потребителе, насколько он активен?

-Статистика обращений граждан в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском и Сладковском районах свидетельствует о том, что население более активно стремится защитить свои потребительские права. В 2011 году нам поступило 38 письменных обращений от граждан, государственных органов и юридических лиц. Это в 3,5 раза больше, чем в 2010 году - тогда их было 11. С нарушением прав потребителей связаны 24 обращения - это почти в пять раз больше, чем в предыдущем 2010 году, когда таких обращений было всего пять. При устных обращениях - их в 2011 году зафиксировано 122 - в половине случаев люди не представлялись и просили дать консультацию, а в 63 случаях просили помочь им в составлении претензии. Причем можно отметить: письменно граждане обращаются больше в тех случаях, когда нарушаются правила торговли пищевыми продуктами. А вот 90-95 процентов жалоб на качество непродовольственных товаров - устные, и после получения консультации и помощи в составлении претензии требования потребителей, как правило, торгующие организации удовлетворяют в добровольном порядке, так что до письменных обращений в Роспотребнадзор дело не доходит.

-Какие нарушения прав потребителей являются наиболее распространенными в нашем регионе?

-12 письменных обращений содержат сведения о нарушениях правил торговли продовольственными товарами. Какие конкретно нарушения? Два покупателя обратились по поводу того, что по их требованию продавцом не был выдан товарный чек, им даны разъяснения. По случаю продажи пива в учреждении культуры составлен протокол на предпринимателя, вынесено постановление о штрафе на сумму 2000 рублей. Также оштрафованы индивидуальные предприниматели, оказывавшие услуги с нарушением санитарных правил и правил торговли. Таких обращений было восемь, по результатам проверок составлены протоколы, общая сумма штрафов составила 41,5 тысячи рублей. Это все - о случаях нарушений торговли продовольственными товарами. По обращению на несоответствующее качество услуг общественного питания по результатам административного расследования в отношении индивидуального предпринимателя составлен протокол, судом вынесено решение о временном приостановлении деятельности объекта общепита на срок до 20 суток и штрафе в сумме 35,5 тысячи рублей. По обращениям на качество непродовольственных товаров (один случай) и услуг связи (два случая) обратившимся даны разъяснения.

Семь обращений связаны с нарушениями прав потребителей при оказании услуг в сфере ЖКХ. Хозяйствующим субъектам выданы предписания о прекращении нарушения прав потребителей, в одном случае составлен протокол, на основании которого вынесено постановление о штрафе в размере 21 тысячи рублей.

Одна жалоба была на качество медицинских услуг, по результатам проверки в отношении юридического лица составлен протокол и вынесено постановление о штрафе на сумму 15 тысяч рублей. Постановление было обжаловано в суде, но эта жалоба оставлена без удовлетворения.

-Как видим, потребители стремятся отстоять свои права практически по всем направлениям нашей жизни. Бахыт Султановна, давайте поговорим об устных обращениях потребителей. Вы сказали, что в половине случаев люди обращаются за помощью в составлении претензий. По каким поводам такие претензии составляются?

-Устных обращений, при которых оказана помощь в составлении претензий, поступило 63, что в три раза больше, чем в 2010 году. Из них 59 обращений, или 94 процента, - обращения по поводу продажи некачественных непродовольственных товаров. Больше всего жалоб на качество сотовых телефонов - 15, далее следуют холодильники и морозильники, водонагреватели, системный блок компьютера, спутниковое оборудование для телевидения, бытовые электроприборы (чайники, плитка, блендер, дрель и так далее), телевизоры, автомагнитолы, фотоаппараты, пластиковые окна…

-В общем, от покупки некачественного товара никто не застрахован. И как быть в таких случаях потребителю?

-Федеральный Закон «О защите прав потребителей» в определенных случаях предоставляет потребителю право возвратить изготовителю (продавцу) товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо замены товара. Если продавец не сделал этого добровольно при непосредственном обращении или не выдержал установленные законом сроки удовлетворения требования потребителей, закон предоставляет потребителю право направить в адрес продавца претензию. Во всех случаях при устных обращениях в территориальный отдел Роспотребнадзора, после оказания потребителям помощи в составлении таких претензий, их требования были удовлетворены в досудебном порядке. Потребители получили качественные товары - в общей сложности на сумму около одного миллиона рублей. А вот в судебных процессах с заключениями о нарушении прав потребителей в 2011 году территориальный отдел Роспотребнадзора не выступал.

-Итак, вывод из нашей беседы можно сделать такой. Уважаемые потребители, если ваши права нарушены - не миритесь с этим, обращайтесь в Роспотребнадзор. Помните, что покупатель прав - ну, скажем так, почти всегда!

Материал подготовила

Елена АКСЕНОВА.