Медиакарта
13:14 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бедный ссужает богатого

10:33 | 28 марта 2012
Источник:

Нефтесервисные компании кредитуют и нефтяников, и государство

В Тюмени прошел всероссийский форум «Нефтегазовый сервис. Западная Сибирь». Третий по счету. Организатором выступила московская структура SMARTA CONFERENCES, соорганизатором – Тюменская ассоциация нефтегазовых компаний.

На форуме собралось более сотни участников, представляющих нефтесервисные компании России, ближнего и дальнего зарубежья.

В качестве «вступительного вброса» модератор, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор МП «ГеоИнТЭК» Владимир Борисов, сообщил, что порядка двух третей российского нефтесервисного рынка занимают иностранные компании или компании с иностранными инвестициями, реально контролируемые иностранным бизнесом.

С точки зрения иностранной практики, это ненормально, поскольку в любой цивилизованной стране нефтесервис контролируют отечественные компании. И если где-то этого не происходит, то либо государство нецивилизованное, тогда вообще не о чем говорить, либо имеют место быть некие процессы, «говорить о которых можно и нужно».

«На территории большой Тюменской области работают все основные компании, – напомнил Борисов, – и этот форум – своего рода лакмусовая бумажка происходящих в нефтесервисе процессов».

На «вброс» откликнулся технический директор по новым технологиям Западно-Сибирского дивизиона «ТНК-ВР Менеджмент» Александр Марносов. По сути, ему пришлось открыть форум, выступив до пленарных докладчиков. Марносов говорил, что «отчаиваться не нужно, на рынке всем места хватит». И отметил, что «иностранный менеджмент более искусен в части происходящих на рынке изменений». «Новые методы исходят из западных компаний. Тем не менее у нас также есть российские и тюменские компании, которые предлагают пусть не прорывные и огромные, но зачастую уникальные услуги».

Второй «вброс» касался падающей добычи в Западной Сибири. Генеральный директор автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Научно-аналитический центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана» Александр Шпильман напомнил, что в прошлом году годовая добыча в ХМАО составила 262 миллиона тонн. Основная добыча сосредоточена в крупных и уникальных месторождениях. Из трех уникальных месторождений с извлекаемыми запасами более 1 миллиарда тонн в разработке находятся все три. Из них в прошлом году добыто 73,9 миллиона тонн.

Если говорить о крупных месторождениях – от 100 миллионов тонн до 1 миллиарда извлекаемых запасов, то таких месторождений 34. Тридцать три из них введено в разработку, тридцать четвертое – Милорское – сейчас вводится ЛУКОЙЛом. Суммарная добыча на этих месторождениях в прошлом году составила 105 миллионов тонн.

Из 332 открытых мелких месторождений с извлекаемыми запасами до 30 миллионов тонн в разработке находится только 140 месторождений. Из них в прошлом году добыто 26 миллионов тонн.

«Это огромная задача для нефтесервиса, для всей нефтяной отрасли – введение в разработку огромного количества небольших (иногда и достаточно приличных – до 15 миллионов тонн) месторождений, уже открытых, но не введенных в разработку по причине их низкой рентабельности. Здесь нужны новые подходы (к ним нельзя подходить как к старым месторождениям). А с другой стороны, необходимы меры государства по введению налоговых льгот при разработке таких месторождений», – заключил Шпильман.

Вторым докладчиком на пленарном заседании был ответственный секретарь Российского союза промышленников и предпринимателей, зампредседателя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Игорь Демаков. Он рассказывал о технических регламентах в свете грядущего вступления России в ВТО, пытаясь рассеять «тот информационный вакуум», в котором, по его мнению, находится этот вопрос.

Модератор предложил «рассеивать вакуум» в том числе через Тюменскую ассоциацию нефтегазосервисных компаний. Инициатива, как когда-то писали в официальных отчетах, была встречена с пониманием.

Однако не этот – безусловно, важный – вопрос, и даже не падающая добыча нашли наибольший отклик аудитории, а «Снабжение и тендерная политика в нефтяных и газовых компаниях» – сессия под таким названием началась сразу после пленарных докладов.

Первой на этом непростом поприще выступила директор департамента по обеспечению услугами ТНК-Уват Елена Верниковская, планировавшая начать доклад с обширной презентации своей компании, «но уж коль разговор пошел именно так», то она готова затронуть «фундаментальные принципы, на которых базируется общая политика ТНК-ВР в области контрактования». Главным из них является прозрачность.

Судя по реакции зала, прозрачность в ТНК-ВР соблюдается более, чем где бы то ни было, «откатов» менеджерам компании нет. При этом, осуществляя Уватский проект, компания столкнулась с тем, что мощные подрядчики, способные реально тянуть крупные объемы, не спешат на многомиллионные тендеры (прежде всего, речь идет о крупных строительно-монтажных компаниях; генералы объясняют подобное нежелание засильем в ТНК-ВР «бухгалтеров»).

«Бухгалтерский фактор» проскакивал и в выступлениях относительно мелких подрядчиков, не связанных со строительством. Один из них, ссылаясь на классика, обмолвился с трибуны: «Крах компании начинается с засилья бухгалтеров!». «Тендерные комитеты нужно усилить инженерной составляющей». «Голос инженеров должен быть слышен!».

Впрочем, собравшимся, которые в основном представляли именно нефтесервисные, а не строительно-монтажные компании, было не до особенностей менеджмента ТНК-ВР. Куда больше их интересовали предельно низкие цены на поставку услуг и оборудования и «формула 60-90».

Суть формулы заключается в том, что расчет с подрядчиками осуществляется от 60 до 90 дней после выполнения услуг или получения оборудования. Ни авансов, ни тем более предоплаты не предусматривается. В компании понимают, что эта схема для подрядчиков обременительна, говорила Верниковская, но подрядчики «постепенно втягиваются» и подобное неудобство воспринимают «как кассовый разрыв».

Очевидно, желаемое принималось за действительное. Директор по сервису ОАО Волгабурмаш Ринат Абдразаков, отдельно подчеркнув, что «формулу 60-90» «используют все нефтяные компании» (поэтому сначала приходится брать кредит в банке, затем идет стадия выполнения заказа, которая зачастую занимает не один месяц, а потом с тобой рассчитываются «от 60 до 90 дней»), поинтересовался, возможно ли снижение сроков оплаты?

Возможно, отвечала Елена Верниковская, если применить такую схему, как факторинг, через Альфа-банк. Тогда деньги приходят через пять рабочих дней после подписания акта о выполнении работ (подрядчик получает девяносто процентов суммы, а оставшиеся 10 процентов – через девяносто дней, такова схема). Понятно, что делается это не бесплатно, стоимость факторинга порядка десяти процентов. Однако банковские схемы любят тишину, в подробности докладчица старалась не вдаваться.

«Формула 60-90» универсальна и от нас не зависит», – заключила она, но снижение сроков, в принципе, возможно в том случае, если подрядчик соглашается на снижение цен на услуги или оборудование. Разумеется, столь стремительного возврата средств в этом случае не происходит.

Из зала интересовались, кто берет на себя риски по контракту при факторинге? Оказалось, подрядчик, поскольку факторинг – это своего рода кредит.

«И узаконенный откат», – громко добавили из зала. Только не менеджменту, а хозяевам компании: хозяева у ТНК-ВР и Альфа- банка, по сути, одни и те же. Подрядчик недосчитывается десяти процентов от стоимости контракта.

Директор по закупке услуг Управления системы снабжения Бизнес-направления «Разведка и добыча» Анатолий Кузьмин, выступавший следом, возмутился самим словом «откат». Суть выступления: «Вольному – воля!». Он пояснил, что снижение цен на услуги и оборудование на десять процентов придумали отнюдь не в ТНК-ВР, а в «Газпроме», «Роснефти» и других государственных компаниях, где в период кризиса принимались соответствующие программы, «которые, кстати, никто не отменял», заметил присутствующим Кузьмин.

Примерно в таком же ракурсе выступал и директор по закупке материально-технических ресурсов Управления системы снабжения Бизнес-направления «Разведка и добыча» Алексей Када.

«Вот и покажите государственным компаниям пример, кризис давно миновал!», – заметили из зала.

Московские гости предпочли тему не развивать (она не для наемных работников). Но напомнили, что за свои десять процентов при факторинге ТНК-ВР дает подрядчикам в пятидневный срок реальные деньги, тогда как в российских государственных компаниях ничего подобного нет. Если, конечно, не считать снижения цен, которые после кризиса так и остались на том уровне.

«Даже «Сургутнефтегаз» и тот проводит подобную политику», – сказал Владимир Борисов. – «Даже» – поскольку эта компания, снизив в кризис закупочные цены последней, тоже не спешит их повышать, отказавшись от пути партнерства».

Директор по маркетингу и развитию ОАО НПП «Бурсервис» Андрей Сулейманов (Башкирия) вдруг вспомнил, что «засиделся в президиуме» и «с ним смешался» (в президиуме в основном сидели нефтяники, представляющие ТНК-ВР), произнес бурную речь в поддержку интеллектуальных производств, разложив на примере производства буровых долот проблемы всего отечественного нефтяного машиностроения.

Суть проблем сводится к тому, что не только нефтяные компании, но и государство ведет себя неадекватно в отношении производителя. Яркий пример тому «формула 60-90», инициаторами которой выступили именно государственные нефтегазовые компании.

Ситуация осложняется еще и тем, что машиностроительные предприятия, равно как и весь нефтесервис, платят государству НДС сразу, тогда как свои кровные получают через 60-90 дней! О каком развитии и какой модернизации в этом случае можно вести речь? Не говоря уж об успешной конкуренции с зарубежными компаниями.

Получается, бедный кредитует богатого. Причем не только нефтяные компании, но и государство.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ