Медиакарта
3:15 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Согретые Сибирью - Адрес детства: детский дом

Согретые Сибирью - Адрес детства: детский дом
14:45 | 28 марта 2012
Источник: Наша жизнь

(Продолжение. Начало в №№ 7, 12, 13-14)



И ОЖИВЁТ В ДУШЕ БЫЛОЕ

Мне повезло: в Казанском районе живёт несколько воспитанников Яровского детского дома. А это значит – можно было с ними встретиться, расспросить их о далёком детстве.

Николай Фёдорович Ржавин родом из деревни Кугаево. Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 3 года. Семья, в которой было пятеро детей, жила бедно. Чтобы спасти ребёнка от голодной смерти, мать отдала пятилетнего Колю в детдом. А тут ещё и на отца похоронка пришла. Вот мальчику и пришлось жить в учреждении до 14 лет.

– Естественно, я скучал по родным, по матери, – говорит Николай Фёдорович. – Но зато в детдоме и кормили сытно, и одевали хорошо.

Многое, конечно, за прошедшие шесть десятилетий из памяти стёрлось, но общее впечатление от доброго отношения воспитателей к детям, от заботы и внимания к ним осталось. И невозможно забыть летние вылазки на природу. Как только наступало тепло, многие детдомовцы практически переселялись в лес.

– Мы строили себе балаганы, где ночевали, укрывались от дождя, зноя, – рассказывает Николай Фёдорович. – Сейчас это место в народе так и зовётся – Детдомовские Балаганы. В лесу было красиво, вольготно, мы лакомились ягодами, собирали грибы. Но отдыхали мало, большую часть работали: пололи, собирали колоски, заготавливали сено. Ведь на детдомовском подворье было большое хозяйство: коровы, быки, лошади, овцы. Ребята постарше косили, а те, что помладше – сгребали сено. И всегда вместе с нами находился завхоз Леонтий Лукьянович Морев. Хороший он был мужик, спокойный, выдержанный. Оберегал нас, подсказывал, как лучше сделать, учил уму-разуму. Всю жизнь вспоминаю его с благодарностью.

Детдомовская закалка, уроки наставников помогли Николаю Фёдоровичу в армейской службе. А после демобилизации Н.Ф. Ржавин вернулся в Яровское, выучился на шофёра в Казанском автопредприятии и всю свою жизнь проработал в местном совхозе. Здесь же и жену свою Нину Михайловну встретил, с которой в прошлом году отметил золотую свадьбу.

Почти всю жизнь прожил в Яровском и другой воспитанник детдома – Виктор Готфридович Винтер. Вот его воспоминания: «Родился я в Волгоградской области. Мама умерла рано. Когда началась война, нас выслали в Сибирь. Попали в Яровское. Отец привёл в дом женщину с тремя детьми, да нас было четверо. Отца забрали в трудармию. Меня отдали в местный детдом, а сестру Лиду – в Большеярковский. По-русски я говорил плохо, но быстро научился в общении с ребятами. Они мне жестами показывали, о чём идёт речь, и слова я легко запоминал. Учился хорошо. Помню первую учительницу Марию Фёдоровну Вахрину. С теплотой вспоминаю воспитательницу Евдокию Фоминичну Саукову. Добрая была, жалела нас, никогда не жаловалась директору.

Поговорит с нами, приласкает – и вроде легче станет, оттаешь душой. Потом она работала в сельской библиотеке. Помню воспитателей Е.Д. Ренёву, А.С. Королёву, директора К.В. Балицкого, ох и строгий он был.

В 1947 году объявили, что отправят нас, немцев, на родину в Волгоградскую область, а увезли в Казахстан. Работы там не было. Сколько было накоплено денег – все их проели. Остались копейки, на них и вернулись в Казанский район. Закончил курсы трактористов, работал и на дизельном тракторе, и на колёснике. До самой пенсии трудился в совхозе – вначале трактористом, затем шофёром. Неоднократно награждался за высокие производственные показатели. Трижды удостаивался звания «Лучший шофёр района». По моим стопам пошёл сын Сергей, а потом и внук Виталий».

«Немало я горя хлебнул»,– так характеризует свою жизнь Владимир Гурьянович Чупин, тоже житель села Яровского.

Во время войны он воспитывался в Шаблыкинском детском доме Ишимского района, а в 1949 году был переведён в Яровской детдом. Брата же Николая отправили в Ильинку, а самая младшая сестра Нина осталась в Ишимском доме малютки.

– С братом мы связь поддерживали, – рассказывает Владимир Гурьянович, – а вот сестрёнку потеряли, долго искали, но безрезультатно. Помог случай. Николай служил в Москве, и как-то однополчанин, услышав его фамилию, говорит: «А у нас в школе Нина Чупина училась. Не твоя ли сестра?» И сообщил её адрес. Вот так и нашлась наша Нина.

Из своего детдомовского детства Владимир Гурьянович также больше всего запомнил летнюю страду: как сено косили возле Конищева болота, как дрова пилили на Хевролихе. И также с благодарностью вспоминает завхоза Леонтия Лукьяновича Морева: «Хороший был мужик, душевный человек. Наставлял нас на путь истинный, заботился. Сам не съест – лучше нам отдаст».

– А работали мы много, – продолжает мой собеседник, – кто – на покосе, кто – на огороде, кто – управлялся по хозяйству. Но успевали и поиграть, и побегать, и озорничали. Не без этого. Однако крупных ссор и злости не было.

– А раньше люди добрее были, терпимее, дружнее, – вступает в разговор Екатерина Васильевна, жена Владимира Гурьяновича. – А с такими, как мой дед, вообще легко ладить. Он за всю свою жизнь ни с кем из односельчан не поругался, никому худого слова не сказал. И работал всегда на совесть. Был и трактористом, и санитаром, и конюхом, и бригадиром на свиноферме.

Но особенно охотно трудился В.Г. Чупин в совхозном саду, для этого даже специальные курсы в Тюмени закончил. Выращивали смородину, малину, иргу, облепиху, крыжовник, несколько сортов яблонь. А в междурядья садили овощи.

Оказывается, и Екатерина Васильевна родилась и всю жизнь прожила здесь, в Яровском. Вместе с детдомовцами училась в школе.

– Одевались они лучше, чем мы, – рассказывает женщина. – Их и учебниками снабжали. Пусть один на троих-пятерых выделяли, но всё же. Они и нам книжки давали, чтобы мы могли уроки выучить. А писали мы сажей, разведенной водой. К палочке пёрышко привяжем – вот и ручка готова. Мы с Володей учились в одной школе, потом работали вместе и вот уже 58 лет в супружестве живём.

В квартире у Чупиных чисто, уютно. В альбомах бережно хранятся фотографии. Среди них – один детдомовский снимок. Владимир Гурьянович взял его на память о друге Гене Табакове.

Автор: Нина РОСТОВЩИКОВА