Медиакарта
4:26 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сибирские россияне и российские сибиряки о национальном вопросе

Сибирские россияне и российские сибиряки  о национальном вопросе
11:28 | 29 марта 2012
Источник: Светлый путь

Указом Дмитрия Медведева 2012 год объявлен Годом российской истории. Президент уверен, что это придаст «повышенное внимание и к исторической науке, и к исторической практике». Значит, будут созданы специальные площадки для историков, специальные порталы и форумы. Их цель – привлечь внимание к российской истории. В газете «Светлый путь» открывается «мини-факультет истории» Тюменского государственного университета. «Читать лекции» будет А.П.Ярков – доктор исторических наук, профессор ТГУ. Нижнетавдинцы смогут познакомиться с небольшими по объёму исследовательскими материалами, которые с определённой периодичностью начнут появляться в газете. Александр Павлович – наш земляк, здесь его корни, и научные работы, надеемся, привлекут внимание к истории края.

2012 - Год российской истории

Горжусь, что русский (и нас по-прежнему 80 % населения страны) и что предки живут на сибирской земле с 1623 года. Не было среди них ни дворян, ни казаков (хотя те усиленно зазывают в свои ряды), ни купцов – простые крестьяне. Да и сам я – интеллигент в первом поколении, проведший детство в Нижнетавлдинском районе, откуда родители по обеим линиям.

Ничего, выжили все вместе: русские и татары (замечательный у них всегда «Чак-чак»), немцы (рядом стоял резной дом, сработанный Иваном-Иоганом) и даже цыгане, один из которых плёл нам замечательные рыбацкие сети. Не думаю, что это просто индивидуальная ностальгия, поскольку долгое время занимаюсь межнациональными отношениями уже как ученый. Убедился: жизнь вместе в радости и горести - это наша судьба, не похожая ни на американский «плавильный котёл наций», ни на китайскую модель китаизации всех (знавал китаянку Лю-Люсю, не говорившую уже по-русски со своим дедом, сбежавшим от большевиков в 30-ые годы). Но и утверждать, что всё хорошо в нашем общем доме поостерегусь. Слишком все непросто!

Первые результаты переписи населения 2010 г. изумили: в чём-то дали ответы, но и родили немало загадок для учёных и органов власти. Можно иронизировать по поводу того, как в Тюменской области появились австралийцы (ну почти те, что съели капитана Кука), а также австрийцы, албанцы, боснийцы, британцы, голландцы, хорваты, шведы, словенцы. По крайнем мере можем представить себе наличие таких этносов или этнических групп. А вот самоопределения: «афганец», «африканец», «южноафриканец», «югослав» наводят на размышление о том, что те люди сами не знают, что Югославии как страны давно уже нет; в Африке проживает несколько сотен этнических групп и племен; а в Афганистане живут пуштуны, белуджи, таджики, узбеки и даже два афганских еврея…

Кто же такие 70 тюменцев, объявивших себя «дагестанцами» - такого этноса нет в природе. А может, это даргинцы, лезгины, аварцы? А кто это 43 «россиянина»? Видимо, в одном случае для наших земляков важным оказалась политическая и региональная, а не этническая идентичность, либо произошла утрата этнической памяти давно осевшими на сибирской земле, ассимилировавшимися и лишь недавно вспомнившими о своём происхождении. Возможно, оставшиеся покинутыми матери своим детям сказали что-то неопределенное про биологических отцов?

Жутко интересно, почему не определили свою этничность 127 чел. (в 2002 г. таких было больше – 291 тюменец), и крайне любопытно появление особой, неизвестной науке группы – метисы (таких аж 157 чел). Кто же это такие: по маме, папе, бабушке, дедушке? Как они себя определяют «метисами»: выше пояса или по диагонали. Неужели прервалась «связь поколений» и ту молодежь уже не интересует вопрос: «Кто мои предки и чем могу гордиться?» Сомнительно, а для многих россиян и оскорбительно: в паспортах уже нет записи о национальности (считаю – правильно, это личное дело на уровне ментальности), но почему родители ничего не рассказали детям о предках? Неужели стыдно быть евреем, ханты, чукчей...

А ведь есть прекрасные примеры того, как можно и нужно строить работу по воспитанию патриотизма и гражданственности, не забывая об этнической гордости: четыре года подряд вместе с администрацией вашего района наш университет проводит работу с подростками по воспитанию гордости за свою малую родину, позволяя оценить вклад родителей и прародителей в историю села, района, страны. Помню, как всех старшеклассников и краеведов, участников районной краеведческой конференции, потряс рассказ-исследование тогдашней студентки Тюменского госуниверситета Наташи Поперечной о своем отце – подполковнике Людвиге Поперечном – поляке по происхождению, казахстанцу по рождению, россиянину по самосознанию и герою по выполненному воинскому долгу. Память о мужественном командире, заслонившем грудью подчиненных – уже не только в названии улицы в Нижней Тавде, а в памяти тех десятков призывников, что осознанно придут служить в Российскую Армию.

Кого-то может и испугает тюркская составная переписи, где одни увеличили свое присутствие: стало больше среди тюменцев казахов (с 12977 до 13232) и кыргызов (с 448 до 1825); ногайцев (с 62 до 86), а вот азербайджанцы и башкиры даже уменьшили свое присутствие (по сравнению с 2002 г. соответственно с 8918 до 8282; с 2836 до 2680 чел.), да ведь это не столько торговцы с рынка, сколько нефтяники и строители (установлено точно). И разве не наш земляк Фарман Салманов? Чем хуже непьющий Нурлан пьющего Ивана, если добросовестно исполняет свою работу. Да и ответьте, дорогой читатель, положа руку на сердце, кто вам ближе по нашему общему историческому прошлому: знающие русский язык таджики и узбеки или «новые тюменцы» - эквадорцы, удины (ничуть не умаляю их достоинство, но лично пока не встречал)? Не одобряю тех, кто пренебрежительно говорит обо всех южанах «чурка», но горжусь, что на стене Ленинского РОВД навечно высечено имя узбека майора А. Джураева, защищавшего конституционный строй России на Северном Кавказе.

Мы все разные. И это хорошо. Но и не должны мы прощать тех, кто пытается на нашей общей истории, отражённой в мемориале «Вечный огонь», сжарить яичницу (как это было) или, перегородив всю проезжую часть, танцевать «Лезгинку» (и это было). И совсем не понимаю неославян, отрицающих всю нашу последующую (после Х века) историю. Еще более противны неофашисты, забывшие, за что сражались их прадеды. Осуждаю воинствующих неофитов всех конфессий, призывающих не к диалогу, а к конфронтации с «иноверцами» и атеистами.

У нас есть проблемы: достойна пристального научного изу-чения ситуация с сибирскими татарами, которыми по переписи 2002 г. называли себя на юге Тюменской области 7728 чел. Некоторые горячие головы говорили, что перепись фальсифицирована, но прошло восемь спокойных лет, и в 2010 г. перепись показала в той же части региона уже уменьшение (хотя и небольшое) – 6606 сибирских татар. Что-то нужно предпринять, чтобы эти люди гордились своим прошлым, а не стыдливо называли себя «курцаклар» (кукольники)… Если меньше станет сибирских татар, то кто же будет петь мою любимую «Вай былы былым?» Жизнь сибиряков на протяжении практически всей истории характеризовалась коллективной моделью экономических, социальных и культурных связей, в которой индивидуальность и личностное восприятие окружающего мира занимали куда как более важное место, чем религиозное или этническое происхождение. Этим нужно гордиться, это нужно беречь….

Автор: Александр ЯРКОВ – доктор исторических наук, профессор Тюменского госуниверситета