Сегодняшний герой нашей рубрики «правила жизни» – алексей павлович Гунин. мастер спорта по боксу, выступавший на всесоюзном уровне, ныне – тренер и наставник юных ярковских боксеров. Ярковчане старшего поколения, конечно же, помнят алексея павловича еще в должности директора совхоза «рассвет». 29 марта, в день своего шестидесятилетия, алексей Гунин вспомнил боксерскую молодость, плехановские заботы и сформулировал свои правила жизни.
О БОКСЕ И МОЛОДЕЖИ
Боксом я начал заниматься в десятилетнем возрасте. Дело было в Омске, первый тренер – Геннадий Иванович Жабин. Ушел с ринга через двенадцать лет. Сейчас вот ребята, например, занимаются – семь лет на ринге и уже 100 боев. Мы же раньше считали только бои на официальных соревнованиях. У меня таких набралось 118 боев, из них 98 победных. Хотя начало карьеры не сулило ничего хорошего: первые 9 поединков, 9 поражений. Почему именно бокс? Мы ведь играли во все виды – футбол, волейбол, городки, а бокса не было. Драки мы все видели: мужики дрались нередко. Но мы понимали, бокс – это что-то другое, это не просто драка. Это было интересно, необычно. Так и оказался в секции, во многом, из-за любопытства.
После победы на всероссийском первенстве общества «Труд» в апреле 1972-го получил звание мастера спорта. Сам бокс, конечно, тогда был несколько другой. Хватало и откровенно грязного бокса. Хотя в целом уровень подготовки нынешних молодых боксеров вполне сопоставим с советским уровнем. Несколько изменилась квалификационная сетка: нынешний мастер спорта приравнивается к перворазряднику из Союза. Меняется техника боксеров: ставятся удары, отработке которых в прошлом не уделяли особое внимание. Стали больше работать телом. Раньше боксировали по циклу восьми ударов, сейчас цикл идет шестнадцать ударов. Но самое главное для боксера во все времена - это ноги и голова. На ринге надо двигаться и думать. Боксер должен просчитать действия соперника и «вытащить» его на свою коронку. Казалось бы, проще некуда, но это наука, это пот, кровь и тяжелейший труд, если говорить о высоком уровне. Раньше, считаю, подготовить и вывести на серьезный уровень молодого спортсмена из глубинки было не то, чтобы проще, но более возможно. Лучше работала сама система отбора и подготовки. Сегодня в боксе стало больше политики, внутренней, не всегда честной конкуренции. Хотя бокс был и остается путевкой в жизнь для многих ребят из глубинки, из простых семей. Например, Ленар Латыпов в этом году оканчивает школу, и его ждут в одном из университетов, куда он уже, кстати, ездил на спарринги. И так было всегда – спортсмены защищают честь заведения и высоко котируются. Разряд по боксу для школьника – это, при наличии характера и желания, гарантия поступления в хороший вуз. А дальше – все в его руках. Сегодня у нас есть и другие перспективные ребята – младший брат Ленара Альберт, Абдулов Даниил, Аушев Иса, Леонтьев Дима. В том и преимущество индивидуальных видов – будут ребята заниматься, расти – будут на равных драться с любыми боксерами, будет успех, будет характер.
О СОВХОЗЕ И ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
В Ярковский район я приехал в 1975 году. До этого приезжал в гости и очень понравились здешние места, природа. Приехали в Покровку, а все дома серые или черные. У нас в омских деревнях стены домов белили – деревни смотрятся повеселее. А здесь улицы черные. А потом пожили - дом, семья, дети и если уезжаешь куда – день, два и обратно тянет. И так уже 37 лет. Тренировать я начал еще в Покровке – все-таки за
плечами не только выступления, но и институт физкультуры. Ходили и ребятишки, и взрослые. Но выхода на соревнования у меня не было, занимались больше для себя. После того как ушел из Покровской школы, я не тренировал, просто поддерживал форму. Помню, работали в «Сельхозтехнике» с Алексеем Матрениным, вечерами приходили в зал, боксировали. Работая в Дубровное, играл в волейбол. Спорт в районе был на хорошем уровне. Ну а после работы с Минулиным в колхозе имени Ленина – возглавил совхоз «Рассвет» в Плеханово.
У меня как-то уже был спор на тему - почему при всей мощи колхозов и совхозов того времени в магазинах не было ни мяса, ни молока. Хотя в Омской области, например, в то время магазины были заполнены собственной продукцией. Почему так? На мой взгляд, у нас в области был неправильно организован планово-экономический процесс и существовала чрезмерная централизованность распределения чего-бы то ни было. К примеру, наш совхоз должен был сдать 120 тонн мяса государству. Район мне плюсует еще 50 тонн – принять у населения. Мы все это производим, закупаем, тратим средства, поддерживаем местного сельхозпроизводителя. Словом, выполняем план. В итоге все 170 тонн уходят куда? Правильно, государству. А как переработано наше мясо, мы не знаем, куда отправлено – не в курсе. Но план выполнен, все довольны, а в ярковских магазинах ни мяса, ни колбасы. Как было в Омской области? К примеру, плановые 120 тонн мяса омский совхоз также сдает государству, а мясо, произведенное населением – допустим, 50 тонн, – принимает местная кооперация. И мясное сырье – 50 тонн - остается в области, в районе. Оно перерабатывается и поступает в магазины в виде готовой продукции. При этом потребность в объемах известна и ее можно рассчитать, чтобы прилавки магазинов не были пустыми. А у нас, если мы скупили все мясо для государства, по-требкооперции уже ничего не остается. А готовые изделия поступают «из центра» в мизерном объеме. Примерно то же самое и с молоком. Куда ведь только не уходило наше молоко, а в молочном магазине в Ярково каждый день очередь с бидонами. А объемы у нас были хорошие, и хозяйства района были способны обеспечить жителей своей продукцией.
О ВРЕМЕНАХ
Несмотря на все это, считаю, раньше люди жили как-то уверенней, спокойней. Везде было медицинское обслуживание, работали молодые специалисты, в деревнях были рабочие места. В свое время мы в Плеханово даже проект больницы заказали. Планировали строить. У руководителей базовых хозяйств тогда были немного другие полномочия. Тем не менее, распад Союза случился, система развалилась. Почему все произошло? Тогда был популярен анекдот. «Собирает Рейган своих помощников и спрашивает у первого:
- Ну что, Боб, что ты сделал для развала Советского Союза?
Тот отвечает:
- Да я там мину на мосту заложил.
Не то, думает Рейган. Второго спрашивает:
Тот тоже какую-то пакость мелкую вспомнил. Не то, все не то, думает Рейган. Третьего спрашивает:
-
Ну, ты чем похвастаешь? Третий отвечает:
-
Я создал РАПО.
-
Это что такое?
-
Вот и русские еще лет пятнадцать будут разбираться, что это такое».
Вот и были у нас РАПО, да ОблАПО. Сами не могли разобраться. Конечно, это шутка, но не без доли правды. Было и хорошее, и плохое. Да, страна была закрытая, но не было наркомании. Многие вопросы решались на местах, и руководители несли персональную ответственность.
И СНОВА О МОЛОДЕЖИ
Внуки занимаются спортом – это хорошо. Они сами выберут, что им нравится. Бокс, футбол, хоккей. Главное, чтобы у нас в районе были возможности для занятий и возможности для достижения успехов. То есть та самая материально-техническая база. Не помоги нам в свое время руководство района, депутаты областной Думы с рингом и инвентарем – не было бы и маленьких боксеров. Таланты в Ярково есть – это точно. Им нужны условия. А современные условия – это не то, что было двадцать, тридцать лет назад. Сегодня для достижения успеха мало одного энтузиазма. Нужны залы, инвентарь, методики, подготовленные тренерские кадры. Условия для этих самых кадров – жилье, зарплата. Развивать спорт непросто и недешево, но крайне необходимо.
P.S. Воспитанники и коллеги поздравляют Алексея Павловича с юбилеем. Здоровья и новых успехов!