• Дружные супруги, заботливые хозяева Пётр Фёдорович и Нина Сергеевна Божко черпают своё душевное равновесие в активной жизненной позиции.
Несколько лет назад на страницах газеты мы рассказывали о жителях деревни Бобровки, супругах Петре Фёдоровиче и Нине Сергеевне Божко. Тогда они отмечали золотой юбилей супружеской жизни. Недавно во время командировки мы вновь встретились со своими старыми знакомыми. На просторной усадьбе при заботливых хозяевах Божко по-прежнему достаточно разной живности, а сами они так же общительны и добры.
...Пётр Фёдорович, заметив гостей, вышел навстречу. Их усадьба расположена чуть в стороне от дороги, как бы особняком. Он шагал, широко и уверенно, не сутулясь. Между тем, чуть опережая события, замечу, что в начале лета будет праздновать свой восьмидесятилетний юбилей. При каждой встрече с этим человеком отмечаю его бодрость, хорошее настроение, несущие позитив и предрасположенность к беседе.
На усадьбе – полный порядок: сено на месте, одна корова – в деннике, другая – в стайке, свободно гуляет лишь тёлка Майка в ожидании ласки хозяина. Во время нашей беседы она незаметно подошла со спины и принялась лизать его одежду.
– Одна корова отелилась, сейчас в стайке с телком, от другой нетели ждём потомство со дня на день, – рассказал Пётр Фёдорович. – Ещё держим овец. Конечно, хлопоты по хозяйству все на мне, жена Нина Сергеевна только доит коров. Молоко не продаём – нечего, всё расходится по хозяйству и по родственникам.
В стороне, в снегу стоял колёсный трактор, который незаменим во время сенокосной страды. На нём обычно работает сын Пётр Петрович. В Бобровке есть сложности с содержанием скота, как ни странно, в летние месяцы. Животных у хозяев мало, около полутора десятков голов, пастуха, да ещё ответственного, в деревне днём с огнём не сыскать, и платить ему нужно довольно дорого. Без присмотра коров тоже оставить нельзя – вокруг деревни посевы зерновых культур ООО СП «Малышенское».
Многие в районе знают Петра Фёдоровича как большого специалиста-пчеловода. Этим, на сегодня главным своим ремеслом, он занимается около полувека. Божко из соображений скромности и как суеверный человек, не стал раскрывать секретов пчеловодства, но привёл один показательный пример:
– В советские годы я работал на совхозной пасеке, где было в пределах ста пчелосемей. Работы с ними при хорошем отношении к делу постоянно много. Частенько было так: вожусь на пасеке, а мимо проходят земляки и каждый кричит: «Ты чо, Фёдорыч, всё мёд качаешь?» Им невдомёк, что прежде чем качать мёд по-настоящему, нужно сто раз вспотеть, не отходить от насекомых, отслеживать их поведение. Второе: не каждый знает, что самим пчёлам для пропитания нужно немало мёда. Далее – погода, от которой зависит очень много. Для медосбора, активной работы пчёл одинаково неблагоприятны и зной, и частый дождь.
За беседой нас застала подошедшая с подойником Нина Сергеевна, соблюдающая строгий график при выполнении своих обязанностей. Все животные красно-пёстрой масти, признав хозяйку, стали тянуть в её сторону свои мордашки.
– На очень хорошем месте расположена Бобровка, заметно, что её основатели были практичными людьми. Но вот население её сегодня «тает» на глазах. Боимся уже, что останемся одни, а уезжать не хочется. Как быть, что делать – ума не приложу. А для ведения хозяйства, для животноводства тут идеальные условия. Бытует мнение, что наедине с природой, находясь в гармонии с ней, у человека аккумулируются духовные и физические силы, и он способен творить чудеса. В этих целях лучше нашей деревни места не сыскать, – мудро рассудил наш собеседник.