Медиакарта
7:48 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Делай через не могу

Валерий Пищулёв - тотально слепой. Почти половину из своих 53 лет он живёт, не отличая день от ночи, полагаясь в пути на годами наработанные навыки, белую трость и помощь прохожих.

А между тем, Валерий Васильевич – мастер макраме, непременный участник областной «Робинзонады» и вполне уверенный пользователь компьютера. Главной удачей называет женитьбу на своей Ирине. Говорит, что в общем-то счастлив. Наследственное заболевание, отнявшее зрение сначала у одного родственника, потом у другого, проявилось у Валерия в 28 лет. Время подошло или производственная травма «аукнулась»? Какая теперь разница! Когда перестал различать силуэты предметов и цветовые пятна, просто замкнул пространство привычными стенами родного дома. Словно во сне остались обычное для заводоуковского мальчишки детство, учёба в местном индустриально-педагогическом техникуме (не хотелось уезжать из дома), работа, приносившая достаток, желание и умение по-мужски решительно распоряжаться своей жизнью.

О грядущей слепоте Валерия предупреждали с детства:

– Пока видишь, учись ходить с тросточкой. А я откладывал да откладывал. Думаю, выйду с ней, а все на меня смотреть будут. Страшно!

Сегодня Валерий Васильевич и сам удивляется, как «хватило» его на восемь лет добровольного затворничества? Как вытерпела жена, не отчаялись родители? А потом ему надоело вычёркивать из жизни пустые и бесконечные дни-близнецы. Он собрался с духом и поехал заново учиться ходить и жить:

– Всё хорошее началось для меня с Бийска. Я сразу оказался в своей среде. Практику вёл незрячий преподаватель, и по городу мы ходили с такими же тотальниками, как сами. Там к тебе любой подойдёт, даже пьяный: «Куда вам? Пойдём-те доведу!» Начал ориентироваться – появился интерес к жизни. А дома снова вернулся страх. Просидел месяц в четырёх стенах, понял, что теряю навыки и вышел за ограду…

Валерий Васильевич говорит, что в дороге первый помощник тотальника – белая трость. Незрячим и слабовидящим её не надо стесняться. Она – замена зрения (пусть и неравноценная), опора, защита, сигнал для окружающих. А ещё в помощь слепому – ветер, звук, запах, рельеф местности. И люди, конечно:

– В Бийске нас специально учили, как обращаться к прохожим за помощью. Иногда же одному не справиться. Когда часто ходил в отделение реабилитации инвалидов на Комарова, 42, тормозил только на переходе через железную дорогу. Кто сразу предлагал перевести, кого просить приходилось. Пятьдесят на пятьдесят.

В подаривший ему вторую жизнь Бийск Пищулёв поехал ещё раз, чтобы научиться рукоделию: вязанию на спицах, крючком и макраме. С первыми двумя занятиями как-то не заладилось, а технику узелкового плетения Валерий постиг быстро и с удовольствием:

– Лет семь я макраме занимался. С материалом тогда в отделении реабилитации было хорошо. Мешками его привозили с сетевязальной фабрики, и стоил он дёшево. Пришёл, отдал деньги и работай. Хочешь – для души, а хочешь – на заказ. Говорят, неплохие изделия получались. До сих пор предлагают участвовать в выставках.

Пищулёв – человек азартный. Когда впервые позвали на областную «Робинзонаду», не думал, что это надолго. Умение пройти маршрут без ошибок, слаженно работать в команде добавили уверенности и интереса.

Сегодня у Валерия Васильевича новое увлечение. Компьютер. Он начал осваивать его в реабилитационном центре «Пышма» у великого энтузиаста современных технологий и автора обучающей программы Анатолия Киселёва:

– Да, ничего сложного. Достаточно на обычный компьютер установить программу экранного доступа JAWS и набраться терпения. Слепых пользователей в области уже немало, общаемся по Skype, советуемся. Но лучшим консультантом остаётся Анатолий Валентинович. Благодаря ему, в моей библиотеке аудиокниг больше 85 тысяч томов.

А недавно съездил к нему и прошёл курс подготовки ориентирования на местности с помощью GPS-навигатора. Да вот посмотрите, оборудование минимальное – небольшой приёмник – усилитель сигнала и смартфон со специальной программой. Прокладываешь маршрут и вперёд! Сейчас в «Пышме» наш Александр Ильин учится. Говорю тут молодому парню, теряющему зрение, не кисни дома, займись делом! Лучше, чем «на стакане» сидеть. И рассказываю о том, чему сам научился.

– Как ты это делаешь? – спрашивает, – я не могу…

– Делай через не могу!

Получив группу, я сразу пошёл в местную организацию Всероссийского общества слепых, думал, может, работу какую дадут. Не было тогда такой возможности, нет её и сегодня. Зато есть главное – внимание и общение. Слепой слепого понимает лучше. И дорога в Бийск начинается отсюда, с Первомайской, 2. Надо лишь сделать первый шаг.

Лилия Назаренко

Теги: люди