«Исторические воспоминания и поэтические ассоциации – это и есть то, что больше всего очеловечивает природу в парках и садах, что составляет их суть и особенность. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было. Временная перспектива, которая открывается в них, не менее важна, чем перспектива зрительная».
Дмитрий Лихачёв,
«Письма о добром и прекрасном».
В конце 1990-х краевед Леонид Фролов писал: «На Тюменском отделении Свердловской дороги имеется в своём роде уникальный историко-культурный памятник – железнодорожный парк на станции Ишим. Парк возник на месте природного массива в непосредственной близости от вокзала. По воспоминаниям старожилов, этот берёзовый лес ещё до революции служил излюбленным местом отдыха семей железнодорожников. Своё блистательное развитие парк получил в советское время, в 50-е годы. Тогда была произведена регулярная планировка, аллеи украшены парковой скульптурой в духе того времени, многочисленными деревянными павильонами, беседками и монументальной входной аркой. В старой части парк сохранил свой ландшафтный, пейзажный характер. Это во многом роднит его с садово-парковыми ансамблями южного берега Крыма и окрестностей Петербурга. Обширный водоём с фонтаном в центре ишимского парка – очевидно, естественное понижение, впоследствии обустроенное. В зелёный массив органично вписалось построенное в 1927 (по другим данным – в 1929) году здание клуба им. Ильича, архитектурный стиль которого можно определить как «деревянный конструктивизм»...»
Парк был разбит одновременно со строительством нового клуба. Благоустраивали территорию постепенно, высаживая молодые деревца яблонь, лип, кустики акаций. Регулярно устраивали субботники, на которых вместе с взрослыми трудились и школьники. Постепенно парк стал не просто местом отдыха, а душой жителей Ишима. Сюда люди спешили, чтобы поделиться своим личным, сокровенным. Тому способствовала атмосфера парка: обилие беседок, скамеек, цветочных клумб, скульптур, танцплощадка, летний театр, многочисленные павильоны, фонтан с романтичной парой лебедей, детские карусели.
Украшением парка были многочисленные цветочные клумбы. Созидательницей этого яркого царства долгие годы была Вера Марикова. С 1961 года двадцать лет трудилась она в клубе и парке. За цветочной рассадой Вера Дмитриевна ежегодно ездила в Тюмень. Доставляла столько ценного груза, сколько можно было расставить в товарном вагоне. Рассадой делились с дистанцией гражданских сооружений (НГЧ), железнодорожными школами, загородным лагерем имени Ленина... Клумбы благоухали и радовали глаз с июня по октябрь. Особый восторг детворы вызывало холмистое разноцветье маргариток. Труд цветоводов берегли и чтили.
Вряд ли найдётся в Ишиме семья, в альбоме которой нет фотографий старого железнодорожного парка. С этих снимков смотрят весёлые, счастливые лица. Больше всего таких фотографий хранилось в семье Журавлёвых. Иван Петрович тридцать три года руководил работой клуба. О деловых качествах руководителя и его карьерном взлёте можно узнать из газетных материалов тех лет. В них рассказывается, как в 1942-м комсомолец Журавлёв встал к токарному станку, а через десять лет имел уже шестой разряд токаря. Вскоре его назначили мастером смены и избрали секретарём заводского комитета комсомола. «По-корчагински» горел парень на работе, увлекая за собой других...
«Под его руководством создавался и работал старейший в городе драматический коллектив, ставший потом народным театром, – писал в 1981 году П. Мальцев. – Сегодня в клубе есть хор русской народной песни, танцевальный коллектив, вокально-инструментальный ансамбль, кружок художественного чтения. При клубе ежегодно занимаются по 90 человек в кружке кройки и шитья. Созданы и успешно работают народный университет общественно-политических знаний, университет культуры... Для молодёжи работает кинолекторий «Гражданин великой страны». А для школьников железнодорожных школ в клубе есть любительское объединение – клуб старшеклассников «Прометей»... И.П. Журавлёв – уважаемый человек на железнодорожном узле и в городе. Он избирался народным депутатом городского Совета трёх созывов». А журналист Александр Каплунов в одном из материалов рассказывал, как работники клуба проводят праздники микрорайонов, дворов, улиц, домов: «В подготовку их всегда вносит свою лепту И.П. Журавлёв. Вместе с художественным руководителем клуба Е.М. Прокопьевой готовит сценарии, тщательно подбирает каждый номер, следит за репетициями. Какое бы новшество отдел культуры ни предлагал в организации досуга трудящихся города, коллектив клуба им. Ильича никогда не остаётся в стороне... В течение трёх лет коллектив подтверждает звание «Клуб отличной работы», учреждённое отделом культуры горисполкома». Зачастую в клубе, который дважды одерживал победу в социалистическом соревновании, проводились пленумы ГК КПСС. Первый праздник семьи 12 июня 1982 года состоялся именно в железнодорожном парке и клубе им. Ильича. В День железнодорожника устраивались грандиозные праздники, героями коих были люди, чей жизненный путь крепко-накрепко связан со служением железной дороге.
На территории парка в летнее время работал павильон, выполнявший функции читального зала. Хозяйка – заведующая клубной библиотекой Светлана Ивановна Чаюк – оформляла здесь стенды к памятным датам, размещала тематические выставки книг, новинки прессы, читала лекции на различные темы. По её воспоминаниям, фонд библиотеки клуба им. Ильича насчитывал до 38 000 книг, а читательских формуляров было свыше двух тысяч. За день библиотеку посещали свыше сорока человек. Основные читатели – работники железной дороги, учащиеся железнодорожных школ, жители близлежащего микрорайона. Работники библиотеки были частыми гостями в летних пионерских лагерях и в качестве политинформаторов выступали на предприятиях станции.
Летний театр парка в окружении благоухающих цветов был центром притяжения горожан. В клубе активно работал драмкружок, а пик творческого взлёта и присвоение коллективу звания «народного» произошёл с приходом сюда талантливого режиссёра Игоря Букина. Этому триумфу способствовало многое: профессиональный азарт и увлечённость режиссёра, удачно подобранный им репертуар и, безусловно, стопроцентная отдача всего актёрского состава, блистающего яркими индивидуальностями.
В Ишим Букин приехал по приглашению директора городского Дома культуры, своего друга Кима Аркадьевича Осинцева. С 1954 года руководил драмколлективом ГДК. В 1957-м, после постановки «Двадцать лет спустя» по поэме Михаила Светлова, театру было присвоено звание «народного». После первых успехов режиссёр принялся обучать тонкостям актёрского мастерства драмколлектив клуба им. Ильича, работая параллельно художником-оформителем механического завода. Кстати, Игорь Георгиевич участвовал и в проектировании памятника, что установлен на аллее славы у мехзавода.
Постановки драматического коллектива клуба им. Ильича под руководством главного режиссёра Игоря Букина «гремели» на всю область. Каждая премьера – культурное событие. Режиссёр с головой уходил в работу, заражая своим трудолюбием артистов – Я.Н. Мартемьянова, В.А. и Т.Н. Жиделевых, С.Е. Клебанова, Н.А. Телятникову, А.С. и Г.Н. Лащёновых, К.М. Ларичева, М.Н. Никифорову, А.В. Рыдзевского, Д.Г. Мерзлякову, В.Д. Пархоменко, А.М. Шатилова, Л.Н. Попцову и многих других. Впрочем, старожилам города памятна портретная галерея актёров, что красовалась в фойе клуба... А многие школьники, участвующие в постановках тех лет, выбрали стезю актёра-профессионала. Любовь Попцова окончила Свердловский институт культуры, Александр Мальцев – Челябинский институт культуры, ГИТИС... «Учителем и старшим другом» называли Игоря Букина молодые актёры театра, ощущавшие «заряд бодрости, оптимизма и величайшей любви к театру, который от него исходил». После учёбы и нелёгкого рабочего дня два раза в неделю самодеятельные актёры спешили в клуб на встречу с прекрасным. Одна репетиция проводилась строго в выходной день недели. Никто не жалел времени и сил.
Театральный сезон в клубе открывался 20 августа, как раз в день рождения режиссёра. Актёры ждали этой встречи и успевали за сезон сотворить и продемонстрировать две премьеры. Начиналось будущее действо за столом. Режиссёр не торопился проводить репетиции, пока каждый актёр не выучит роль дословно. После оттачивали мимику, дикцию, движения, мысленно проигрывая каждый нюанс. Только потом – долгожданная сцена. Такой стиль работы режиссёра над каждым спектаклем сводил до минимума необходимость суфлёрской помощи.
Букин требовал от актёров на сцене не игры, а жизни, поэтому тяготел к классическому репертуару. Участник Великой Отечественной войны, он не словами, а голосом души отрабатывал с актёрами чувства и переживания страшных военных лет в постановках по произведениям Л. Рудного «Ценою жизни», К. Рапопорта «Ракетчики», В. Катаева «Синий платочек», В. Шевченко «Судьба разведчика», И. Соболева «Смертный приговор».
Творчество Игоря Букина в театре не ограничивалось режиссёрско-актёрской деятельностью. Эскизы многих декораций к постановкам разрабатывались им лично. Так, он подготовил все декорации к пьесам любимого драматурга А.Н. Островского «Воспитанница», «Невольницы», «Светит, да не греет». Премьера последней на ишимской сцене состоялась в 1973 году и была приурочена к 150-летию писателя.
«Герои не умирают» – постановка по пьесе учителя истории железнодорожной школы № 4 Даниила Ивановича Ашкинадзе, написанной на основе документальных материалов и рассказывающей о становлении советской власти в Ишиме – запомнилась горожанам массовыми пафосными сценами. В них приняли участие более ста человек. Помимо артистов в спектакле были заняты ученики ж.д. школы № 4, участники художественной самодеятельности клуба, механического завода, ГПТУ № 8.
Современный репертуар народного театра клуба был не менее актуальным и завоёвывал различные премии на областном уровне спектаклями «Бой с тенью» (по драме В. Тура), «Закон природы» (по произведению Н. Винникова), «С лёгким паром» (по сценарию Э. Рязанова и П. Судакова), «Сержант милиции» (по драме И. Лазутина).
«В Ишиме родители прожили с 1954-го по 1996-й, – писала мне в 2007 году дочь Букиных Людмила. – Папа заочно окончил московский институт. Он учился с Евгением Матвеевым, Петром Вельяминовым, Роланом Быковым... Народный театр клуба им. Ильича курировал народный артист Драматического театра Тюмени Григорий Дьяконов–Дьяченко. Папа рисовал и оформлял сам все декорации, так как он прекрасный художник. У нас, наших детей и внуков много картин, написанных им. У папы было два инсульта, но он часто вспоминает время работы в народных театрах, читает наизусть «Василия Тёркина» и басни Крылова...»
После 60-летнего юбилея Букин проработал ещё три сезона в ГДК, объединившем актёров двух театральных коллективов. Затем с супругой Ольгой Петровной перебрался поближе к детям – в Санкт-Петербург. Но мысли о родном «детище» не покидали его до последних дней. Ольга Петровна рассказывала, что частенько во сне муж ставил новые постановки, а утром подробно ей рассказывал обо всём.
«Не один год отдал я самодеятельному творчеству, раскрытию народных талантов, эстетическому воспитанию трудящихся, – вспоминал Игорь Георгиевич о любимом деле всей жизни. – Учил вникать в судьбы людские, определять события и поступки, учил доносить людям добро, радость, счастье. И, если мне это удалось, то я очень счастлив».
И.Г. Букин ушёл из земной жизни на 87-м году.
Трепетно и нежно вспоминают горожане Игоря Букина и актёров Ишимского народного театра клуба им. Ильича. А воспоминания о железнодорожным парке, что не удалось сохранить, останутся лучиком света в наших сердцах.
Наталья Кутырёва.
Фото из семейных архивов Журавлёвых и Букиных.