Медиакарта
3:07 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Трагедия под Тюменью

22:56 | 02 апреля 2012

Вчера недалеко от поселка Горьковка разбился самолетATR-72, выполнявший рейс из Тюмени в Сургут. На борту находились 43 человека (39 пассажиров и четыре члена экипажа). Погиб – 31. В больницы областного центра доставлены 12 пострадавших. Самолет авиакомпании «ЮТэйр» вылетел из аэропорта Рощино и через несколько минут пропал с радаров наземных служб. Потом на пульт дежурного позвонил один из жителей поселка Горьковка и сообщил о том, что видит в небе самолет, за которым тянется шлейф дыма. О месте падения борта сообщил и экипаж самолета, который взлетал следом за сургутским лайнером. По данным Главного управления ГО и ЧС по Тюменской области, крушение произошло в 5.44 по московскому времени. Уже через 30 минут в районе катастрофы работали 232 человека, в том числе спасатели областной службы экстренного реагирования, врачи центра медицины катастроф, дорожно-патрульных служб, полиции. На ликвидацию последствий аварии было направлено 125 единиц техники. Самолет упал в нескольких километрах от населенного пункта на пашне. Глубокий рыхлый снег затруднял проезд специальных машин к месту аварии. Расчищать путь автомобилям скорой помощи и спасательных служб пришлось тяжелой грейдерной техникой. Спасатели привлекли также снегоходы, вызвали и судно на воздушной подушке. Пострадавших с места катастрофы вывозили и наземным, и воздушным транспортом. Так, вертолетом авиакомпании «ЮТэйр» в больницу интенсивного лечения в Патрушево был доставлен один из самых тяжелых пациентов. Еще 11 человек госпитализированы во 2-ю областную клиническую больницу, один пострадавший скончался при транспортировке. О точных причинах падения тюменского самолета пока говорить рано. Выдвигаются несколько версий случившегося: техническая неисправность, ошибки экипажа или ошибка авиадиспетчера. Все три пока равноценны. Отвергается только версия теракта. Понять, что произошло, должна помочь расшифровка «черных ящиков», которые найдены практически без повреждений.

Небезгрешная техника Крушение ATR-72 под Тюменью – первое в России. Этот среднемагистральный лайнер, созданный совместным предприятием концерна EADS и итальянской Finmecchanica, в нашей стране практически не используется. Единственным его эксплуатантом является компания «ЮТэйр», в парке которой находились до настоящего времени три подобных машины. По данным авиакомпании, разбившийся борт был построен в 1992 году. Первые шесть лет он служил тайваньской авиакомпании Transasia Airways, которая получила борт в 1993 году. Затем на пять лет его продали финской авиакомпании Finnair, затем еще пять он принадлежал эстонской Aero Airlines. «ЮТэйр» получила самолет только в 2008 году. В те годы компания активно пополняла свой воздушный парк, и на данный момент к ней приписаны 32 самолета франко-итальянского авиапроизводителя ATR, в том числе 15 лайнеров ATR 72-500, 14 ATR-42 и три ATR-72-200. Несколько лет особых хлопот авиакомпании эти самолеты не доставляли. Неприятности с ними начались в прошлом году. Минимум дважды с ATR происходили чрезвычайные ситуации. Вначале у одного лайнера при посадке в аэропорту Рощино разорвало шины передней стойки шасси, а через несколько дней аварийно приземлился еще один самолет (об этих ЧП «Тюменский курьер» писал в октябре прошлого года). Командир запросил посадку на пятнадцать минут раньше, по предварительным данным – из-за неисправности генератора. Тогда на борту, следовавшем рейсом Нижневартовск – Тюмень, находилось 36 пассажиров и четыре члена экипажа. Никто не пострадал. Не прошло и полугода – и новое ЧП. Только теперь количество пострадавших – более трех десятков. Всего за годы эксплуатации самолета разными авиакомпаниями мира было зафиксировано 14 инцидентов, погибло 185 человек. Первое из них зафиксировано в 1994 году в США, тогда при посадке из-за обледенения самолет потерял управление, погиб и экипаж, и пассажиры. Расследование выявило несовершенство формы крыла, после чего американские авиакомпании перестали использовать данный самолет. При взлете с данным самолетом было только два ЧП: в 2008 году – в Бирме и в 2011 году – в Медане. И в том, и в другом случае при взлете загорелся правый двигатель. ЧП обошлись без жертв и происшествий. Возможно, двигатели загорелись при взлете и у тюменского борта. Косвенно эту версию подтверждает тот факт, что очевидцы видели густой черный дым, который вырывался из-под крыльев. Не исключен и вариант с обледенением крыла, так как самолет вылетал из Рощино при нулевой температуре, а с набором высоты могло начаться и обледенение. Анализируют причины случившегося и на авиационных форумах. Есть, например, такая запись: «Судя по снимкам, они даже не имели возможности спланировать, просто рухнули и все, хвост отдельно лежит в снегу, и никаких следов, что он туда прикатился, как будто взяли и положили сверху». Точнее, не положили, а бросили с высоты около тысячи метров.

Погибшие и пострадавшие Первый вызов на станцию скорой помощи поступил в 7-56. Задействовали в эвакуации пострадавших 16 бригад скорой и три бригады центра медицины катастроф. Для оказания помощи на базе областной клинической больницы N 2, куда привезли большинство пострадавших, привлекли дополнительно хирургические бригады из областной клинической больницы N 1 и федерального центра нейрохирургии. В ожоговый центр никого перевозить не потребовалось. Ожогов у тех, кто выжил, нет. Первый пациент поступил в ОКБ уже в 9-18. Большая часть повреждений у пострадавших оказалась травматического характера – черепно-мозговые травмы, переломы, разрывы внутренних органов. Все пациенты находятся в тяжелом, и двое – в крайне тяжелом состоянии. Но практически все находятся в сознании, хотя и подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких. Не приходит в сознание пока только одна пациентка (на вид ей лет 50), при ней не найдено документов, а лицо и тело ее сильно изуродованы. Кстати, у одной из зарегистрированных на этом рейсе пассажирок, по данным, указанным в билете, 1 апреля был день рождения. Ей исполнился 51 год. Во вторую областную больницу ее пришел разыскивать ее сын. Его, как и предыдущие несколько семей, надеявшихся найти среди живых своих родных и близких, врачи отвели в реанимацию. По описанию роста и комплекции женщина подходила под описание той, которую поместили в реанимацию, но опознать в пострадавшей свою мать он не смог. По трагическому стечению обстоятельств за день до дня рождения вылетел в рейс и командир воздушного судна Сергей Анцин, третьего апреля ему должно было исполниться 28 лет. Но никто из четырех членов экипажа не выжил. На взлете остановилась жизнь и еще почти двух десятков молодых людей, которым не исполнилось еще и 40 лет. Свой последний профессиональный праздник отметил в воскресенье и самый старший из пассажиров этого рейса, 63-летний геолог Юрий Федоров – сын Героя Советского Союза Николая Федорова (именем которого названа одна из тюменских улиц). До недавнего времени он был первым заместителем генерального директора по научной работе ООО «КогалымНИПИнефть», а последнее время работал главным специалистом центра планирования этого же института. Вместе с ним погиб и его коллега Александр Лебедев, который работал с ним в том же НИПИ заместителем начальника по геологии. Оба они и еще семеро их товарищей летели в Сургут на празднование Дня геолога… В два часа дня по Москве спецрейсом из Сургута прибыли родственники погибших и пострадавших. Для них приготовлено 60 мест в гостинице аэропорта. С ними будет работать и штат психологов (только в ОКБ N 2 их задействовано 24 человека).

Следствие начато Штаб по ликвидации последствий крушений во главе с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым (он лично был на месте) создан в 8-15. Тогда же начала работать оперативная группа штаба в аэропорту Рощино. К полудню все поисково-спасательные работы на месте катастрофы были завершены. Минимум времени, которое они заняли, способствовал и небольшой радиус разлета осколков. По оценкам специалистов МЧС – не более полукилометра. На место происшествия вылетели глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, замминистра транспорта Валерий Окулов и глава Росавиации Александр Нерадько. В комиссию по расследованию войдут, как сообщается, и международные участники.

Автор: Инна Горбунова