По версии жительницы Кускургуля, именно так переводится на русский язык название ее села
Образ жизни в татарском селе Кускургуль сильно отличается от городского. Даже не верится, что в 160 километрах от Тюмени существует абсолютно другой мир. Казалось бы, велико ли расстояние по нашим временам? С учетом особого географического положения – да. Доехать до этих мест от Нижней Тавды по дороге, проложенной через топи и напоминающей стиральную доску, можно только зимой. Все остальное время года – только долететь. От Большой земли село отделяют болота. Это единственный в Нижнетавдинском районе населенный пункт, относящийся к Заболотью.
Отдаленность от цивилизации диктует собственный ритм жизни, внешне неторопливый, но на самом деле весьма напряженный. Работы в общепринятом смысле слова здесь практически нет. Лишь в филиале Антипинской средней школы, действующем в селе, трудятся несколько педагогов да на электростанции – два моториста-дизелиста. Есть еще почтальон Юрий Юмалетдинов, в любую погоду доставляющий односельчанам пенсии, пособия, посылки и заказные письма. Остальные кускургульцы живут тем, что содержат скот, ловят рыбу и собирают дикоросы.
Как считает глава Антипинского сельского поселения Виктор Журавков, жить можно, причем неплохо. На огородах растут все традиционные овощи. Мясом и рыбой жители обеспечивают себя самостоятельно. На реке Лайме и в озерах ловятся щука, карась, язь. А клюквы на болотах столько, что, если не лениться, можно наторговать по осени тысяч на 50. Практически во всех дворах стоят автомобили, а в некоторых и гусеничные вездеходы, которые здесь называют танкетками. Они незаменимы для передвижения по болотам. Многие изготавливают самодельные «танкетки» с большими колесами, используя любые двигатели, вплоть до мотоциклетных.
Электричество в Кускургуле выдает электростанция турецкого производства, установленная взамен старой, вышедшей из строя, в декабре 2010 года. Свет включают с 7 до 10 часов утра и с 6 до 12 часов вечера. Летом с учетом долгого дня количество часов сокращается. Зато в течение учебного года электричество иногда дополнительно запускают днем – чтобы 25 школьников могли позаниматься информатикой: в местной школе компьютеры и даже Интернет. Кстати, сотовая связь в селе тоже есть, правда, не везде – надо долго искать подходящую точку.
Дома в основном отапливают печами. Воду берут в колодцах, по-старинному оборудованных «журавлями». Но технический прогресс потихоньку проникает и сюда. За последние годы 25 кускургульцев пробурили скважины, провели в дома воду, поставили титаны для нагревания воды. Как только электричество включается – наступает цивилизация. Кстати, плата за свет фиксированная – 200 руб. в месяц с каждого домохозяйства.
Хотя в селе живут исключительно татары, мечети здесь нет. И в целом религиозного фанатизма не наблюдается. Едят сало, свинину. Обрусели, да и не проживешь без жирной пищи в холода.
Признаться, в столь отдаленном населенном пункте мы ожидали встретить людей в основном пожилого возраста. Ничуть не бывало! Пенсионеров по возрасту здесь всего 25 (из 221), а вот детей от мала до велика – около пяти десятков. Конечно, многие, повзрослев, уезжают. Но немало и тех, кто не мыслит себе жизни за пределами родного села.
Одна из них – Гульнур Давлетшина, в девичестве Уразаева (обе эти фамилии – самые распространенные в селе). В Кускургуле родилась, вышла замуж и вырастила вместе с мужем трех дочерей. Семья держит большое хозяйство: две лошади, три коровы, три теленка, восемь овец, 14 кур. Старшая дочь учится в Тюменской государственной медицинской академии. Чтобы поддерживать ее материально, глава семейства ездит на заработки на Север, а в промежутках между вахтами успевает переделать массу дел по хозяйству.
У Давлетшиных один из самых заметных в селе домов. Добротный, красивый, затейливо раскрашенный. Оказалось, что хозяйка сама разрисовывает все постройки. А еще она рисует картины и пишет стихи, причем на русском языке, который горячо любит. Кстати, по ее словам, собственного письменного языка у сибирских татар нет, только устный. Но ее стихи переводят на татарский и публикуют в областной газете «Янарыш».
– «Кускургуль» в переводе на русский язык означает «Глаза, видящие озеро», – рассказала нам Гульнур. – Потому что село расположено рядом с большими озерами, которые соединяются друг с другом протоками. «Кус» – это глаза, «кур» – видят, «гуль» – озеро. Стихи сельской мечтательницы в основном посвящены родному селу. Запомнились такие слова: «Милый мой край, забытый мой край, здесь я живу, здесь я люблю и здесь обрету я покой».
Судя по тому, что в Кускургуле строятся новые дома, такие чувства испытывает не только Гульнур. Виктор Журавков рассказал, что в начале 2000-х годов рассматривался такой вариант, как переселение жителей в другие населенные пункты. Переезжать сельчане дружно отказались.
По программе «Заболотье» в селе отремонтирована школа, открыт магазин, где есть все самое необходимое. Раньше сельчане пекли хлеб сами. Сейчас частенько балуются магазинными булочками.
Продукты зимой доставляются по воздуху. Дважды в неделю в Тюмень летают пассажирские самолеты: здесь собственный аэропорт – деревянный дом с билетной кассой и залом ожидания. Действует медпункт, где лекарства выдает Манур Давлетшин. В экстренных случаях по его вызову прибывает санавиация.
Участковый, проживающий в Нижней Тавде, посещает Кускургуль нечасто: либо в случае необходимости – если произойдет что-то из ряда вон, либо в профилактических целях. А вот сотрудников ГИБДД здесь пока что в глаза не видели. Жители села шутят: «Вот когда проведут нам дорогу, познакомимся и с дорожной полицией». Дорогу, связывающую юг Тюменской области с севером, начали строить в октябре 2005 года.
Около четырех лет назад строительство забуксовало, не дойдя пока даже до деревни Вершины. Кускургуль – следующий по счету. Глава Антипинского сельского поселения сообщил, что в этом году выделены средства на возобновление работ. Через несколько лет хорошая дорога, проложенная через болота, должна дойти до Кускургуля.
Жители с нетерпением ждут этого события. Мы не раз слышали от разных людей фразу: «Дожить бы до дороги!» Конечно, приобщение к Большой земле принесет им новые возможности, приблизит к остальному миру. И в этом смысле хочется пожелать им скорейшего строительства дороги. А с другой стороны, почему-то немного жаль, что неминуемо исчезнет, растворится в окружающей действительности самобытность Кускургуля, его неповторимое очарование.
Автор статьи: Светлана КИРСАНОВА
рубрика: Сибирская глубинка
к читателю
Продолжается творческий конкурс «Сибирская глубинка» (начало в № 43, 46, 51). Вне конкурса корреспонденты газеты «Тюменская область сегодня» также отправились в разные уголки юга Тюменской области, чтобы своими глазами увидеть, как живет сибирская глубинка, и рассказать об этом читателям. Ждем публикаций на конкурс «Сибирская глубинка» по адресу: 625000, г. Тюмень, почтамт, а/я 371, АНО «Тюменская область сегодня». Звоните по телефону 8 (3452) 39-02-85, пишите: Skir@tumentoday.ru – ведущей конкурса Светлане Кирсановой.
справка
Нижнетавдинский район расположен на юго-западе Тюменской области в подтаежной зоне. На севере граничит с Тобольским районом, на юго-востоке – с Тюменским, на востоке – с Ярковским, на западе – со Свердловской областью.
Площадь района – 735 645 га.
На территории района находятся богатые ресурсы подземных вод, основным потребителем которых является Тюменское унитарное муниципальное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Водоканал» (Велижанский водозабор).
Село Кускургуль входит в состав Антипинского сельского поселения. В селе около 60 домов и 221 житель.