В один из выходных, переключая кнопки телевизора, я наткнулась на передачу, в которой рассказывалось о ярмарке рабочих мест для выпускников сельскохозяйственной академии. Они очень заинтересованно обсуждали условия, которые предлагают им крупные сельхозпредприятия. И ребята согласны ехать на село.
А буквально накануне этой передачи мы говорили с руководителем ООО «Атлант» Виктором Ивановичем Антоновым о состоянии ветеринарной службы в нашем районе. Дело в том, что из Курганской области в Старорямово приехал ветврач Юрий Александрович Мулинцев. Местные жители в голос расхваливают нового специалиста. Он готов прийти на помощь животному в любое время суток.
-Нам без него работать невозможно, - говорит хозяин мини-фермы Муса Бисултанович Албаков. - Постоянно возникают критические ситуации - то отел сложный, то болезни наваливаются. А он всегда приходит на помощь и борется за животное до последнего.
Вот я и поинтересовалась у Виктора Ивановича: как светпомощью обстоит дело в целом по району.
-А так и обстоит, что через пять лет работать будет некому, - ответил он. - Сейчас уже работники нашей ветслужбы работают без выходных и отпусков, никуда со своих участков отлучиться не могут, замены-то им нет. А через пять лет - поверьте, время быстро бежит - уйдут почти все на пенсию, и что тогда?..
Вопрос повис в воздухе. Мы с ним оба хорошо знаем, что тогда. Во всех районах в свое время создавались общества с ограниченной ответственностью, которые объединяли всю ветеринарную службу. Сейчас остался один наш «Атлант». Не случайно так обеспокоен его руководитель. И радуется, что за Старорямовскую зону теперь у него голова не болит, там появился прекрасный специалист.
-Мы чудом смогли его удержать - не было жилья, уезжать обратно хотел, - говорит Антонов. - Потом помогли купить дом. Теперь, думаю, он у нас задержится.
Виктор Иванович этим явно доволен, но на подобные случаи не очень рассчитывает. Вернее - совсем не рассчитывает. Нужны не волей судьбы случайно занесенные люди, а свои, выращенные и выученные специально для нашей земли. Только где их взять? В сельхозакадемии если и учатся наши ребята, то не на ветеринарных врачей. Работа эта трудная, можно сказать, просто тяжелая. Ветлечебниц в деревнях нет, даже на фермах нелегко управляться с заболевшим животным, а что уж о тесных стайках в личных подворьях говорить.
-И привлечь ветспециалистов нечем, - грустит Антонов. - Ну, что я могу им предложить? Квартир нет, всего две машины в нашей организации - и те арендуем, условий для работы тоже нет. Не в чести наша служба.
-Ничего, - утешаю я его, - ведь и другие профессии не в чести были, особенно рабочих специальностей. Сейчас спохватились - большую работу проводят, поняли, что целой армии юристов и экономистов просто делать нечего. Придет и ваш час.
-Пока он придет, последнее развалится, и нас уже не будет, - ворчит Антонов и отбывает по своим делам. У него-то уж точно отпуска небывает: приходится заменять тех специалистов, кто захворал или вынужден уехать на несколько дней. А кто, кроме него? Участок оголять нельзя, животные болеют независимо от наличия ветеринара, а хозяева надеются на его помощь.
Да разве только ветслужба на селе находится в критическом положении? Не хватает зоотехников, инженеров, простых трактористов скоро днем с огнем не найдешь. Впрочем, трактористы тоже нужны опытные, квалифицированные, техника-то какая пошла - неучу на ней делать нечего.
Мы задели только самый краешек проблемы специалистов, которые возродят сельскохозяйственное производство, и сразу было поставлено столько вопросов. Да что там, сплошной знак вопроса. Одно жилье чего стоит. У нас нет таких богатых сельхозпредприятий, которые могли бы себе позволить строительство домов для привлечения выпускников. Но, с другой стороны, если руководители хотят, чтобы их предприятия развивались, они рано или поздно поймут, что вопрос этот решать придется. По-другому никак не получится.
Татьяна АЗАРОВА.