Медиакарта
18:04 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Защищать права потребителей

10:10 | 04 апреля 2012
Источник: Трудовое знамя

В этом году исполнилось двадцать лет со дня принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Ежегодно в марте под эгидой Организации объединённых наций (ООН) отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Каждый раз тематика его особенная. Девиз 2012 года – «Наши деньги, наши права: кампания за правильный выбор на рынке финансовых услуг».

В юбилейный год принятия Федерального закона наш разговор с начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском и Сладковском районах Б.С.Жунубаевой.

– Бахыт Султановна, какие мероприятия проводятся в рамках Всемирного дня защиты потребителей, юбилейного года?

– Ежегодно мы организуем семинары, лекции для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, населения, предпринимателей. Также предусмотрено анкетирование потребителей. Работает «горячая линия» – «Скорая потребительская помощь». В Управлении Роспотребнадзора по Тюменской области есть общественная приёмная, куда можно обратиться с вопросами лично либо по телефону 8 (3452) 69-67-82. Также Управление имеет свой сайт о защите прав потребителей в различных сферах оказания услуг, наиболее актуальных в настоящее время. Свои вопросы каждый может направить в газету, на радио. Ответы будут обязательно даны в письменной форме.

– Как часто граждане обращаются в Территориальный отдел?

– За прошлый год к нам поступило тридцать восемь письменных обращений от населения, государственных органов, юридических лиц. Это в 3,5 раза больше, чем в 2010 году. Из числа этих обращений двадцать четыре связаны с нарушением прав потребителей, что также выше показателя 2010-го почти в пять раз, тогда таковых случаев было пять.

– А в устной форме есть просьбы о помощи?

– Да. В течение минувшего года их было сто двадцать два. Из них в половине случаев потребители не представлялись и просили дать консультации. В 63 случаях обращались за помощью в составлении претензии.

– Какова структура обращений?

– Из года в год она практически не меняется. Письменные обращения чаще поступают в случаях нарушения правил торговли пищевыми продуктами. И практически в 90-95 % случаях обращения по поводу некачественных продовольственных товаров регистрируются устными, так как после консультаций и помощи в составлении претензии требования потребителей удовлетворяются в добровольном порядке.

Подробнее остановимся на цифрах. Двенадцать письменных обращений поступило в случаях нарушения правил торговли при продаже продовольственных товаров. Двум покупателям даны разъяснения по поводу невыдачи товарного чека. В отношении одного индивидуального предпринимателя составлен административный протокол и вынесено постановление о штрафе на сумму 2000 рублей за продажу спиртосодержащей продукции в учреждении культуры. Оказание услуг с нарушением санитарных правил, нарушение правил торговли – таких случаев было восемь. Граждане обращаются по поводу нарушения оказания услуг связи, ЖКХ, общественного питания, медицинских услуг.

– Вы привели цифры по письменных обращениям. А что скажете про устные?

– Почти все они касаются качества непродовольственных товаров: сотовых телефонов, бытовой, аудио-, видеотехники, гарантийного обслуживания автомашин, качества пластиковых окон. Даём консультации, помогаем.

– Бахыт Султановна, если коротко, что предусматривает Федеральный закон «О защите прав потребителей»?

– Документ в определённых случаях предоставляет потребителю право возвратить изготовителю (продавцу) товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо замены продукции. Если продавец не сделал это добровольно при непосредственном обращении, или не выдержал установленные законом сроки по удовлетворению требования потребителя, то возможно направить в адрес продавца претензию. Во всех случаях при устных обращениях в Территориальный отдел после оказания помощи в составлении претензий всё уладилось в досудебном порядке.

Автор: Беседу вела Елена ДАНИЛЬЧЕНКО