Я тихонько глажу мордочку доверчиво тянущегося ко мне теленка, он пытается ухватить и пососать мой палец, но я отдергиваю руку, опасливо предполагая, что доярки могут поругать меня за подобную вольность - не любят животноводы, когда человек с улицы без дела к их питомцам пристает. Но, слава Богу, ни доярки, ни хозяева фермы не обращают на мою вольность никакого внимания - не до меня им, своих забот полно.
Когда я последний раз была на ферме Мусы Бисултановича Албакова, в ней еще было пусто и тихо. В сентябре поставили в стойла первых коров, потом привезли нетелей, и жизнь закипела.
-Сейчас у нас 57 коров, около 30 телят, еще 25 должны отелиться, - говорит хозяин. - Так что молока сдаем много.
-Ну, и каков результат? - тут же заинтересовалась я финансовым вопросом. Но Муса Бисултанович, смеясь, посоветовал мне вернуться к экономической стороне года через два - тогда уж точно будет видно: оправдались его расчеты или нет.
Конечно, с большим хозяйством хлопот много. У него сейчас в общей сложности работает около тридцати человек. На ферме, как положено, - бригадир, Надежда Тихоновна Исакова, две доярки, скотник, телятница. Ухаживают рабочие и за овцами - их на овчарне не менее двухсот. Немало дел и на лесопилке, и в кафе. И все-таки главная головная боль хозяина большого подворья - это кадры.
-Молодые совсем работать не хотят, - с досадой говорит Муса Бисултатович, - они лучше у родителей возьмут на пиво и сигареты, а самим заработать и в голову не приходит. И задачи такой не ставят: приобрести какую-либо специальность. Скоро на трактор посадить некого будет.
Албаков знает, о чем говорит. У него обширное производство. Вот сейчас уже готов сруб под строительство нового дома на продажу. Неплохо дела идут в кафе: там реализуют всю говядину и баранину, что выращивают на собственном подворье, и пока мы сидели в гостях у Албаковых, в этом кафе перебывало немало народа, даже ОМОНовцы из соседнего региона.
Но, зная Албакова, я не думаю, что все его мечты претворились в жизнь. Так оно и оказалось. Он не перестал планировать строительство более крупной фермы на 200 голов, и мне кажется, что дело начинает сдвигаться с мертвой точки. Заканчивается капитальный ремонт старого гаража, который превращается в новую откормочную базу. В общем, жизнь не стоит на месте. А начиналось-то все, смешно сказать, с 60 тысяч, выданных ему на развитие собственного дела по программе «Самообеспечение». И он никогда не сетует, что это были не деньги, а слезы.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимках: М.Б.Албаков; «А вот наши коровушки!», доярка Н.Верещагина со своими подопечными.
Фото Сергея ЧЕКУНОВА.