Ещё 100-200 лет назад каждый город или селение славились своими
мастерами. Краснодеревщики, гончары, пимокаты, сапожники, ткачи... Всё
это были почитаемые люди. Их знали в лицо, а своё мастерство они, как
правило, передавали из поколения в поколение.
Теперь всё это безвозвратно ушло в прошлое, а если кто-то и занимается
каким-либо ремеслом (например, изготовлением тряпичных кукол или
глиняных горшков), то делает это исключительно "для души". Однако
прошлое забывать нельзя, и педагог с 45-летним стажем Нина Дударева
осознаёт это.
Нина Ивановна 12 лет заведовала музеем Боровской школы N 2. Теперь
третий год кряду она организует выставки. Одной из них является
экспозиция "Город мастеров". В течение двух недель выставку могли
посетить все желающие, но, как призналась Нина Дударева, любознательных
людей в Боровском оказалось не так много.
Недавно на экскурсию привели учащихся четвёртых классов. Нина Ивановна
провела детей по нескольким мастерским. Вот, к примеру, пимокатная. Для
тех, кто не знает: пимы - это валенки. "Раньше это была самая
необходимая зимняя обувь, - рассказывает Нина Ивановна. - Мало того, что
валенки тёплые и удобные, так они ещё и полезны для здоровья: овечья
шерсть, из которой их готовят, положительно влияет на организм человека.
Даже царица Екатерина II зимой носила валенки". Другое дело, что они
были разными. К примеру, так называемые, парадно-выходные (чёсанки),
делались более тонкими и украшались лентами, бусинками, аппликациями. А
уж какой это трудоёмкий процесс - катать валенки! Нина Ивановна показала
ребятам, как и с помощью каких инструментов работали пимокаты.
Сапожники также изготавливали обувь вручную, ведь станков в XVIII-XIX
веках не было.
Ещё одним видом древних промыслов было льноткачество и ковроткачество.
Женский льняной наряд начинался с посева льна весной. Осенью стебли льна
расстилали вылёживаться под дождь и снег. А уж следующей весной
приступали в изготовлению ткани. Грубый лён шёл на мешковину, более
мягкий - на ткань, а тонкий белый - на полотенца (рукотёрники). Девочек
начинали обучать ткацкому искусству с 6 лет.
Женщины занимались рукоделием: вышивали крестиком, ткали бисером,
изготавливали из парафина различные безделицы для украшения домашнего
интерьера. Всё это могло служить подарками либо приданым.
Куклы в те времена тоже были разными: безликие (куклы-обереги, их дарили
маленьким детям), обрядовые, игровые, магазинные (на продажу). Матрёшки,
дымковская игрушка (в том числе свистульки), хохлома, гжель - всё это
делалось руками людей. Какие же надо было иметь чуткие руки, чтобы
смастерить цветочную композицию из парафина, где каждый лепесток словно
вздрагивает от лёгкого дуновения ветерка, или воссоздать в миниатюре
дерево рябины из бисера. Эти чудесные творения поражают воображения и не
перестают восхищать.
Выжигание по дереву - тоже искусство для утончённых натур. На выставке
были представлены семь работ нашего современника, боровчанина Николая
Лотова. Мировые шедевры живописи - "Мадонна" Рафаэля, "Мадонна Лита" Да
Винчи, знаменитые "Охотники" Перова и др. - словно ожили на кусках
дерева.
Николай Лотов занимается выжиганием с 1974 года. Он участвовал в
поселковых выставках, а также в выставке декоративно-прикладного
искусства в Тюмени.
Денег на своём хобби он не зарабатывает. Случалось, дарил картины, но,
как сам признался, никогда не продавал. Материальное и духовное не
смешивает.
На Руси ещё есть мастера, и у них есть последователи. Их не так много,
ведь любой вид народных промыслов требует огромной любви, огромного
терпения и огромного труда.
"Мы ушли далеко вперёд, - говорила школьникам организатор выставки
"Город мастеров" Нина Дударева. - Но в какой бы век мы ни жили, мы
должны знать и любить своё культурное наследие".
Да и как знать, может все эти промыслы когда-нибудь вновь будут
востребованы, не случайно ведь изготовление валенок и ковроткачество
получили новое признание.
Евгения ПЕТРОВА.