Медиакарта
0:03 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

В.В. Завьялов: «Удержать позиции мало – нужно двигаться вперед»

В.В. Завьялов: «Удержать позиции мало  – нужно двигаться вперед»
10:57 | 08 апреля 2012
Источник: Сельская новь

Работа Тюменской областной Думы входит в обычную деловую колею. Позади выборы, организационные вопросы – начинаются рабочие будни. О наиболее важных для населения решениях областного парламента и о работе депутата В.В. Завьялова в избирательном округе мы решили распросить его самого.

НДПИ уходит – доходы остаются

  • Владимир Васильевич, что, на ваш взгляд, должно быть сегодня главным направлением в работе Думы?

  • Бюджет Тюменской области долгое время строился на основе налога на добычу полезных ископаемых, еще недавно этот налог составлял 60 процентов доходов. Но я всегда говорил, и говорил это своим избирателям: не надо на эти деньги рассчитывать, их рано или поздно заберут. Так и получилось: в прошлом году забрали 25 процентов этого налога, нынче – еще 25 процентов, и в 2014 году у нас этого налога не останется вообще, мы потеряем порядка 60 процентов бюджета 2010 года.

Правительство области выбрало верную тактику: эту брешь в бюджете необходимо как можно скорее закрыть. Ведь что такое лишиться 60 процентов бюджета? Зарплату не дать – нельзя, не строить – тоже нельзя, селян не поддерживать – вернемся сразу в начало 90-х годов. Значит, нужно, пока у нас есть деньги, - делать другие деньги. Нужно сегодня вкладывать средства в основном в то производство, которое даст быструю отдачу. Помогать малому предпринимательству. Поддерживать промышленность –разработана серьезная инвестиционная программа Тюменской области. Сегодня на территории региона строятся огромные промышленные комплексы. Тобольский нефтехимический комбинат – он будет крупнейшим в мире, - Антипинский нефтеперерабатывающий завод, «Стальмост», ТНК-ВР… На селе много примеров – тот же Сладковский рыбоперерабатывающий комбинат, сейчас он расширяет производство, и агрофирмы есть крупные, которые уже встали на ноги прочно – за счет новых технологий и новой техники, закупленных на средства областного бюджета.

Мы эту дыру, эти 60 миллиардов, которые будут потеряны с потерей НДПИ, уже почти закрыли. Бюджет растет, и сегодня главный налог в нем – уже не НДПИ. Главные сегодня – налог на прибыль, налог на доходы физических лиц. А что это значит? Это значит, что увеличивается количество прибыльно работающих предприятий, растут доходы людей, живущих в области. Объективно - мы сегодня живем лучше, чем 10-15 лет назад.

Я встречался с несколькими тысячами избирателей, и это, в принципе, признают все: мы действительно стали жить лучше в последние 10 лет. Моя предвыборная кампания проходила на удивление спокойно. Только в одном населенном пункте – было несколько обидно это слышать – встал пожилой избиратель и сказал: было все плохо, а стало еще хуже. Я предложил: давайте посмотрим, а так ли это? Асфальт есть? Есть. Школу, клуб отремонтировали? Отремонтировали. Телефоны работают? А как же. Встает молодой человек: «Кстати, о телефонах - Интернет плохо работает, скорость маленькая». Вот, говорю, видите, и Интернет у вас появился. Но это была единственная встреча, оставившая не очень приятный осадок. А в целом встречи проходили в позитивном ключе, люди задавали конкретные вопросы, говорили, на что нам нужно обратить более пристальное внимание, в каком направлении усилить работу.

  • Вы сказали, избиратели на встречах говорили о наиболее актуальных проблемах территорий. Какие из них, на ваш взгляд, самые важные?

  • Самый основной вопрос – это чистая питьевая вода. Он звучал практически на всех собраниях. В Сладковском районе вода – это вопрос номер один, там скот поить нечем, экскаваторами копают водоемы. Эта проблема и в Бердюжском районе - эта проблема везде. Я сейчас курирую программу «Чистая вода» от фракции «Единой России», и мы в ближайшее время на эту тему проведем совещание, проблеме водоснабжения будем уделять больше внимания. Подход в каждом случае нужен свой: где-то – павильон, где-то – система очистки, где-то – водопровод. Но это, повторяю, проблема номер один.

Очень важным остается вопрос ремонта и строительства дорог. Много строится, мы это видим, но много незаконченных и брошенных объектов. Это не нравится ни мне как депутату, ни моим избирателям. Хочу сказать, что это не нравится и губернатору. И в прошлом году, когда мы принимали бюджет, правительство предложило нынче подобрать все «хвосты», - там, где строительство начато и брошено. В Упоровском районе до деревни Крашенинино нужно доделать дорогу, в Сорокинском районе – дорогу на Викулово и так далее. Вопросы ставятся и по газификации – эту работу нужно продолжать, мы понимаем, что враз мы ее не сделаем, но выделяемые на программы газификации средства нужно увеличивать. Газ сегодня – не самое дешевое топливо, оно будет еще и дорожать, но вместе с тем народ просит – это все-таки уже следующий этап цивилизации, более высокий уровень комфорта.

Меньше вопросов стали задавать по больницам – оснащению, медицинским работникам. Хотя вопросы в этой сфере еще остаются. Но вот вам пример: в Казанской районной больнице провели встречу – человек 70 собрались в зале. Предложил задавать вопросы – говорят, решаются в рабочем порядке. Потом одна врач выступила: «Нам нужно мультимедийное оборудование».

А я вспомнил такую же встречу в Казанской больнице 10 лет назад – тогда меня просили помочь с приобретением матрацев, простыней - в общем, так называемого мягкого инвентаря. Да, говорят, было такое. И не только в Казанке – так было везде. Куда ни приеду – везде одно: простыней нет, с потолка капает. В Абатской больнице меня приводили в хирургическое отделение – текла крыша, бежало с потолка в хирургическом отделении! Там полнейшая стерильность должна быть, а там тазик стоит. Но это были 2000-2001 годы. Сейчас, слава Богу, таких примеров нет. Хотя в этом направлении тоже нужно продолжать работать.

Всплывают иногда вопросы, каких быть в принципе уже не должно. В Калмаке Армизонского района выяснилось, что здесь школьный автобус – 1996 года выпуска. Да нет у нас уже в школах таких автобусов, их там меняют максимум через 7-8 лет. Скорее всего, никто не просил.

Я уже встречался с заместителями губернатора по таким вот срочным вопросам, по капитальному ремонту ряда объектов, по другим направлениям. Многие вопросы снимаются автоматически – наказы еще формируются, а губернатор уже включил их в планы работы этого года. Правительство не ждет наших наказов, мы все это обговариваем в рабочем порядке, и проблемы решаются.

  • Владимир Васильевич, районы у вас сельскохозяйственные – все без исключения. И проблемы у этих районов, думаю, схожие. Реализация зерна по достойной цене – одна из главных. Нет урожая – плохо, большой урожай – тоже нехорошо, потому что цена на зерно падает мгновенно и неотвратимо. Понимаю, что эти вопросы решаются не на региональном уровне – на федеральном. И все-таки – что-то сделать можно?

-К сожалению, на федеральном уровне пока этот вопрос не решается, хотя и наш губернатор в этом направлении работает постоянно, и мы, депутаты областной Думы, обращались в законодательный орган страны с ходатайством о принятии соответствующего закона. Все, что мы пока можем, - это оказывать предметную помощь селянам, поддерживая их рублем из бюджета, насколько нам это позволяет кошелек. Мы понимаем, что сельский труд – сложный, неурожай – беда, большой урожай – все равно хорошего мало. Я совсем недавно общался с сельскими жителями, и вопрос о достойной цене на зерно своей актуальности не теряет. Весна на пороге, скоро сеять, а у многих еще зерно не реализовано: за бесценок отдать жалко, зачем тогда и работать? Да, мы поддерживаем наше сельское хозяйство, работает ряд программ развития АПК, но этого все равно недостаточно, потому как крестьяне-то наши богато жить так и не стали.

Область по шесть-восемь миллиардов ежегодно вкладывает в сельское хозяйство – бюджет Курганской области всего лишь раза в три больше этой суммы. Я недавно был в Самарской области – там многие поля просто не убраны. Стоит подсолнух в снегу, стоит хлеб в снегу. Спрашиваю – почему, отвечают: а не на что было убирать, да и смысла нет, только в долги залезешь. Слава Богу, я не видел ни одного такого поля у нас в Тюменской области.

К сожалению, этот вопрос решить кардинально на уровне области мы не можем. Только реальная, конкретная помощь нашим селянам – где топливом, где деньгами, чтобы рассчитались с налогами, выплатили зарплату, погасили проценты по кредитам. Но благодаря этой помощи люди на селе живут и производство сохраняется. Мне приятно, что депутаты-северяне областной Думы прошлого, четвертого, созыва очень хорошо понимали проблемы южанина-селянина и очень грамотно помогали нам решать сельские проблемы. Вроде бы какое дело жителю севера области до Казанского или Бердюжского района? Но нет, понимание было полное, и никто из них не сказал: давайте лучше отдадим эти деньги на развитие промышленности, получим отдачу в десять раз большую. И это правда, если бы мы отдали эти восемь миллиардов промышленности или малому бизнесу, налогов в бюджет получили бы примерно впятеро больше. Но все осознавали: если мы не будем помогать сельскому хозяйству, у нас его вообще не будет. Это опять нищета, деревня снова вернется в девяностые годы.

Мы прекрасно понимаем, что помогать нужно – весь мир дотирует сельское хозяйство. Но вкладывать надо в основном в технологии – не просто так раздавать.

Думаю, политика государства в отношении села будет меняться. В федеральном бюджете нынче предусмотрены достаточно большие ассигнования на строительство дорог в сельской местности – наконец-то вспомнили и об этом.

  • Для многих районов вашего избирательного округа тема рыбоводства и рыболовства особенно актуальна. Казанский, Сладковский, Армизонский, Бердюжский районы – край озер. Как вы оцениваете перспективы этих территорий в плане развития отрасли рыбоводства?

  • Мне близка тема развития рыбоводства в Тюменской области, я давно занимаюсь это проблемой. Пять лет назад мы провели первый «круглый стол», после это появился и Сладковский рыбокомбинат, и Бердюжское перерабатывающее производство, и на Казанском рыбозаводе дела пошли поживее… Кое-что сдвинулось. И я глубоко убежден: результаты будут еще заметнее, если мы сегодня увеличим помощь этой отрасли – как в свое время помогли молочному животноводству, затратив десятки миллиардов рублей на покупку 33 тысяч голов скота из Европы.

В чем должна выражаться помощь рыбной отрасли? Во-первых, закон об аквакультуре - у нас его нет. Я занимаюсь авиаспортом – когда пролетаешь над нашими тюменскими озерами, отчетливо видно, что большинство из них умирает, зарастает травой, водорослями. Нужно чистить озера, их зарыблять, людям дать возможность – как они там рыбачили, так и пусть рыбачат, кормят свои семьи, а излишки продают на рынке, чтобы их могли купить и мы, горожане. Сегодня хорошего карася в Тюмени можно купить в пяти-шести точках, не больше. А нужно разводить рыбу и торговать ею круглый год.

Как положительный пример я сегодня привожу Сладковское рыбоводное предприятие. Ребята знают, что они делают. Знают свои результаты, свою экономику. Они делают свой бизнес – но в то же время они создают рабочие места, они дают нам великолепную продукцию. И они знают, как пойдет у них дело через пять-десять лет, поэтому мы сегодня уже смело им помогаем. Таких предприятий должны быть десятки на территории области. У нас тысячи промысловых озер, и этой отраслью нужно заниматься.

  • Вы часто бываете в школах, спорткомплексах, Домах детского творчества. Можно сказать, что проблемам воспитания детей, работы с молодежью уделяете особое внимание?

  • Я бы так не сказал. Я с одинаковой охотой встречаюсь как с молодежью, так и с нашими ветеранами. Ветераны – мудрые, они прямо, откровенно говорят, что мы делаем неправильно, с ними интересно общаться. А молодежь – это те люди, которым мы завтра передадим ключи от своих кабинетов. И какими они будут – в большой степени зависит и от нас, причем не только от родителей – от общества тоже. Телевидение, особенно центральное, - это не воспитатель. Мне кажется, если сегодня взять и выключить все центральные каналы, вот просто взять и вырубить, - это будет лучше для россиян, чем то, что по этим каналам показывают. Смотреть невозможно – просто какая-то информационная диверсия против нашей молодежи. Их надо отвлекать от этого, дать им возможность заниматься действительно интересным и полезным делом, спортом, наконец.

Сегодняшние лидеры в большинстве своем вышли из комсомола. Это была очень хорошая организация. Я работал секретарем комсомольских организаций Сургутского и Отрадненского газоперерабатывающих заводов, тоже на неосвобожденной основе. Мы готовили молодежь к руководящей работе, к жизни в политике – выявляли лучших и давали им возможность проявить себя. И в конце концов из них получились хорошие люди и замечательные руководители. В какой-то момент это утратилось, и ничего нового создано не было. А заниматься этим нужно, и мы должны больше уделять внимания работе с молодыми кадрами.

  • Мне кажется, нынешнюю молодежь уже никто не назовет потерянным поколением. Молодые сегодня серьезно занимаются спортом, учебой и даже исследовательской работой, ведут активную общественную деятельность…
  • Нам надо помочь им проявить себя. Да, среди сегодняшних молодых много интересных людей. Я знаю ребят, которым уже за двадцать, но они еще ни разу не употребляли спиртное, просто потому, что не хотят, не курили никогда и не курят. Знаю студентов, самостоятельно изучающих иностранные языки, вплоть до китайского – никто их не заставляет, они говорят: нам это интересно!..

Отрадно, что молодежь стала возвращаться на село, и это уже заметно. Помогли, конечно, жилищные программы для молодых семей и специалистов АПК, повышение зарплаты работникам бюджетной сферы - в течение прошлого года зарплату бюджетникам увеличили на 30 с лишним процентов. И у нас есть примеры, когда молодежь проявляет инициативу, сама организует спортивные секции, например.

Такой молодежи – думающей, инициативной, с активной гражданской позицией - нужно помогать занять достойное место в жизни. Потому что она завтра придет руководить и предприятиями, и областью, и страной. И мы в областной Думе занимаемся с молодежью, как вы знаете – здесь есть молодежная общественная палата.

Автор: Е. АКСЕНОВА На снимке: В. Завьялов