Медиакарта
13:54 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Да ниспошлёт Вам Аллах здоровье

Да ниспошлёт Вам Аллах здоровье
09:36 | 09 апреля 2012

Сегодня мне хочется рассказать об одной замечательной женщине, нашей односельчанке, матери, родившей и воспитавшей восьмерых детей, Раузе Сафовне Анваровой, человеке не простой, но счастливой судьбы. Когда началась Великая Отечественная война, ей было шесть лет, а младшему брату, Исламу, три годика. Жили они в деревне Казанцы, что стояла когда-то в двух километрах от деревни Второсалинской. В детской ее памяти осталось, как провожали отца на фронт, уплывающего на пароходе вместе с другими призывниками. И какой стоял стон на пристани, как кричали-плакали женщины.

Помнит и то, как гнали колхозное стадо на зимовку в Вершинские по уже промёрзшим болотам. Через Катангуй, село Казанское и деревню Малый Уват, где к ноябрю всегда устанавливался зимний путь. И следовали за тем дойным гуртом две доярки, родные сестры - Хатиба Атышева и Шариба Абубакиева да молодая мама Раузы, Мухарям Бариевна, которая выполняла обязанности скотницы. А сама девочка ехала со старым дедом Кабиром на санях, завернувшись в тёплый тулуп. Мама дочку взяла с собой, а сынишку оставила на попечении бабушки.

Небывалое наводнение 41-го года не дало возможности заготовить на зиму сено очень многим хозяйствам. Так что скот спасали кто где. Хозяйства Вагайского района – в основном на аромашевской земле. А Дубровинского, куда относилась и деревня Казанцы, на викуловской. Каким образом казанцевский колхоз оказался связанным с рыболовецким колхозом «Заря», теперь уже спросить некого. И некого расспросить, как жилось-работалось людям в тех сложнейших условиях. Один из старожилов Аксурки, Василий Александрович Одинцев, которому в подростковом возрасте довелось зимовать со скотом в Викуловском районе, вспоминает, как было худо. В маломальских дворах, что «лепились» на скорую руку из жердей и соломы, коровенки стыли от холода. Сено кончилось рано, и кормили животных только прелой соломой да болотными кочками, что возили с ближних болот. А когда начался отёл, то спасали телят по избам, где стояли те до тепла где-нибудь в закутке за печкой. За падеж тогда спрос был жёсткий – суд и сразу тюрьма.

Рауза же помнит ту зиму не какой-то суровой, страшной, а довольно благополучной. На квартире их разместили у хороших людей. Как звали хозяйку, забыла, поскольку называла ее просто «апа», как это принято в нашем народе. А имя хозяина запомнилось – Сайбитдин. В этой семье были свои дети, в том числе две девочки – ровесницы Раузы. И она вошла в этот круг словно третья сестренка. Ели вместе, играли вместе. Голод тоже не ощущался. Помнит, рыба была всегда. Пили также обрат и пахту, ели творог, а порой доводилось полакомиться даже сметаной. Молоко от колхозных коров пропускали на сепараторе, что стоял прямо в комнате. Из сливок сбивали масло, которое потом дед Кабир увозил в свой колхоз и сдавал кладовщику, отчитываясь до грамма.

Помнится и то, как весной 42-го возвращались домой, в Казанцы.Это было в середине марта. По пути остановились на ночлег в с. Казанском, где жила старшая сестра Шарибы и Хатибы, Сайда. И вот здесь одну из коров, которая в пути захромала, предстояло оставить. Дед Кабир и доярки были в сильной тревоге, ведь за это с них спросили бы по всей строгости того времени. Посудив-порядив, что делать, пришли к спасительному варианту: обменять заболевшую скотину на одну из коров хозяев, у которых их было две. Сайда сразу дала согласие – дед Кабир убедил, а свекровь уперлась. Еле-еле уговорили: мол, корова высокоудойная, об обмене не пожалеете.

Так оно, кстати, и вышло. Та коровка поправилась и давала им молока очень щедро и долго. Всем хватало, и взрослым и детям, которых здесь подрастало четверо.

Тогда Мухарям-апа и Сайта-апа ещё, конечно, знать - не знали, что окажутся впоследствии сватьями. Что через 12 лет повзрослевшая Рауза выйдет замуж за старшего ее сына – Анвара. И проживут они в счастливом браке более полвека.

Одно из самых любимых воспоминаний Раузы-апы – как она выходила замуж. И хотя была комсомолкой, а жених - комсомольцем, рождение новой семьи отметили по старинным обычаям, в соответствии с тем, что предписывает Коран. Мулла провел обряд венчания – Никах, при котором будущие супруги произносят священные слова, доказывающие, что они являются истинными мусульманами, и обещают друг другу верность.

Клятву их проверило время, подтвердившее её прочность.

С 1954 года, то есть с момента женитьбы, и по 1973-й жили супруги Анваровы в деревне Крапива. Глава семьи работал лесником. А его «вторая половинка» занималась детьми и домом. Там, в Крапиве, появился на свет их первенец. А в последующие годы ещё шестеро его сестёр и братьев. Последняя же, Начия, родилась уже в Аксурке, куда семье Анваровых пришлось переехать, потому что в Крапиве ликвидировали лесоучасток и закрыли начальную школу.

Однако тот крапивинский период навсегда остался в душе Раузы-апы как самый счастливый. Дом звенел ребячьими голосами. Каждый новый день чем-то радовал. Вся работа в руках кипела. Встанет до света, напечет, наготовит, наварит. И, оставив детей на бабушку, отправлялась на пару с мужем по делам. Драли лыко, оно шло потом на мочало, дубкорье мочили в реке, занимались посадкой саженцев, оставляя после себя «гряды» сосёнок и кедёрок, вели прополку молодого подроста.

Потом ставили сено: и себе, и в счёт плана, доводимого до лесничества. Били кедровый орех, собирали по первому, ещё неглубокому снегу сосновые шишки – на семена. Всю осень проводили на болоте за сбором клюквы. Всё это давало хороший и стабильный доход. А своё большое хозяйство позволяло иметь всё, чем кормится человек, молоко и мясо, яйца и различные овощи.

Умелые и трудолюбивые руки Раузы-апы никогда не знали покоя, ни зимой, ни летом. Ведь зимой у нас испокон веков все хозяйки прядут да вяжут. А уж пряха она отменная. Её нить отличишь от всех: ни единого узелка, ни единой погрешности. Рукавички навяжет – хоть на выставку посылай. В Аксурке, работая ночной няней в пришкольном интернате, приходила на смену непременно с какой-либо ручной работой – чаще всего со спицами. И всегда делилась секретами обработки овечьей шерсти. Как её высушить, как неспешно растеребить, как стирать, чтобы нить не скаталась.

Но за всем за этим наша нянечка никогда не забывала о своих прямых обязанностях.

А это было не только ночное дежурство и ответственность за ребят, но и топка печей, и уборка всех уголков – групповой, коридора, спален. По домам народ интернатский разъезжался в субботу, в полдень, в воскресенье же приезжал обратно. И всегда – в чистоту, в тепло.

А как она разговаривала с ребятами, умея без особых конфликтов приструнить даже самых беспокойных шалунишек. Сколько сказок им рассказала, сколько разных историй. И совсем не случайно из шести дочерей Анваровых три выбрали путь педагога. Думается, что здесь сыграли мамины гены, пусть и нереализованные. Двое из сестер, Саита и Начия, работают по специальности в Нижневартовске, а третья – Насима Анваровна – в своей школе. Учит ребят математике и географии. Кстати сказать, как учитель она на хорошем счету. Удостоена Почетной грамоты Министерства образования и науки.

Старшая из дочерей, Найля, бывший бухгалтер, живёт в Аксурке, Хасиля – санитарный врач в Нижневартовске.

Да и всеми другими своими детьми эта многодетная мать может смело гордиться. Один из сыновей на Севере, другой там трудится «вахтами».

У всех семьи крепкие, дружные. Только одна печаль – свою младшенькую из дочек, Нурию схоронила довольно рано.

Бабушкин же дом, из которого она не вышла даже после смерти мужа, продолжает оставаться для всех детей, а также многочисленных внуков и правнуков, местом праздничных встреч и веселых субботников, когда нужно, допустим, привезти и прибрать дрова, посадить огород, выкопать по осени картошку или побелить в комнатах.

Да и сама Рауза-апа, несмотря на преклонный возраст, постоянно в делах, в работе. Самое активное участие принимает в общественной жизни села, является давним членом клуба «Добрые встречи», главные цели которого – возрождение народных святынь, укрепление мусульманства, что завещано нам Пророком.

Кстати заметить, в прошлом году на празднование Курбан-байрама в Аксурку приезжал в отпуск сын Раузы-апы, Хисматулла Анварович. Он – мулла. И каким же насыщенным, полным требуемых молитв и сопутствующих бесед получился тот светлый праздник.

Да и сама Рауза-апа как маулинэ может многое посоветовать, ободрить тебя в неприятностях, поддержать в несчастье. «Не переживай, - говорит она, - печаль твоя огорчит друга, обрадует врага, взбодрит завистника твоего…

Если совершил грех – раскайся, если сделал что-то неправильно, постарайся исправить. Попроси у Бога прощения. Милость Всевышнего бесконечна. Даров его не перечесть. Не печалься о том, что чего-то лишился. Ибо то, чем ты продолжаешь обладать, - это целая сокровищница».

И сегодня мы говорим дорогой Раузе-апе: «Долгих лет Вам, мудрая женщина, человек чистейшей души и прекрасного сердца».

Луиза ПЕТАКОВА, председатель ветеранской «первички», Сафура ТУХВАТУЛЛИНА

с. Аксурка

Фото из семейного альбома