С приходом апреля стали более приметны первые признаки пробуждения природы: запели синицы, оживились и загалдели галки, подлетели вороны (хотя и неперелетные птицы, но зимуют не у нас, а по городам). На просторах болот, на вытаявших полянах и кочках, в местах токовищ на ранней заре слышно громкое воркование тетеревов. На некоторых гривах у кромки болот видны чертежи на снегу от глухариных крыльев.
Появляются первые проталины и снежные лужи на полях и лугах. На них нередко можно приметить первую парочку кряковых, а на полянах - шустрых и резко взлетающих чибисов.
С началом ледохода на р. Иртыш, со вскрытием соров, озер и малых рек появятся первые стайки других уток. Отдельные пары лебедей уже здесь. Их музыкальные голоса, знакомые не только охотникам, вселяют в душу весеннюю благодать.
Весна в разгаре и в расцвете природных явлений.
Очень сложно прошла зимовка перелетных водоплавающих птиц. Многие привычные для зимовки места, побережья морей и других водоемов оказались под слоем льда, закрывшего доступ к кормам, и непривычные морозы понудили птиц переместиться в другие места, пригодные для обитания.
Как показали результаты исследований орнитологов, на зимовках массовой гибели птиц не наблюдалось, за исключением ослабевших. Однако наблюдалось исхудание немалой части птиц от недостатка кормов. Наверное, нам, охотникам, необходимо знать об этом, чтобы не стремиться осуществлять охоту вместо того, чтобы создать птицам покой и защиту на гнездовьях.
Неслучайно ведь в прошлом в нашем богатом дичью краю мы имели ее ежегодное изобилие в своих охот-угодьях. Многое зависело от охотников - в случаях неблагоприятных природных явлений периодически закрывалась весенняя охота. Вот и сейчас проявили себя значительные негативные природные явления. Это большинство охотников понимают.
Вот уже четыре года подряд наблюдается низкий паводок на р. Иртыш и невыход его на пойму (в среднем около 8 метров от нулевой отметки в районе с. Уват при среднемноголетнем 10,5 метра). Это может повториться и текущей весной из-за малоснежья, что повлечет усыхание озер, соров, малых рек и полное исчезновение части из них.
Кроме того, ежегодно из-за исчезновения водных преград на лугах, а также из-за халатности или глупости отдельных людей возникают и не тушатся пожары. Обгорают озера, гибнут кладки уток, зайцы. На гарях обычно не гнездятся утки, а на подтопленных не нерестится рыба.
Неужели в этих сложных условиях для гнездования уток, при их малочисленности, мы снова позволим себе идти в охотугодья с ружьями?! Тогда не вините судьбу в оскудении угодий. Это сиюминутное увлечение весенней охотой ведет в первую очередь к грубейшему вмешательству в гнездовья. Оружейная пальба понудит дичь покидать угодья и даже кладки.
Пример весенних охот прошлых лет убеждает, что даже при строгом соблюдении правил отстрел селезней приводит к разлучению пар, а нередко и к гибели самочек. По личным наблюдениям и по рассказам охотников, их погибает 35% от числа отстрелянной дичи, а это уже гибнет будущий молодняк еще в зародыше.
А в последствиях весенней охоты мы убедились в предыдущие два года. Тогда многие водоемы оказались или мало обитаемы, или совсем опустевшими. И сами осенние охоты оказались хуже некуда. Многие охотники возвратились без трофеев даже в первые дни охоты.
Всё познается в сравнении. Надо признать, что и среди нас есть немало охотников, которые не увлекаются весенней охотой, понимая ее вред гнездовьям и воспроизводству дичи. А предпочитают отдых на лоне природы без ружей, у костра, с наваристой ухой из свежей рыбы, под впечатлением гомона и свиста утиных перекличек непотревоженной дичи. Приятные ощущения от воспоминания о былых охотах и от веселых баек создают незабываемую обстановку. А вечерние и утренние зори в тишине кажутся еще величественнее и прекраснее. Душа же, насытившись природой, подгоряченная из запасника, удовлетворена тем, что ты оставил дичи хоть какой-то шанс сохраниться и загнездиться. А ведь это немало для природы - осенью будет кого посчитать на озерах и пострелять.
с. Уват