Медиакарта
0:45 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Белый лебедь, черный лебедь…

21:40 | 10 апреля 2012

Премьера проекта «Черный лебедь» прошла в Тюмени с успехом. Хотя и не бесспорным. Создатель и режиссер проекта, молодой хореограф Руслан Нуртдинов в воплощении на сцене темы лебединой верности пошел, что называется, от противного. Хотя новый взгляд на классику был, скорее, непривычным по форме, чем по содержанию. Ведь сама идея отталкивалась от традиционного восприятия положительных и отрицательных героев на сцене. Первых, как правило, воплощали люди в белых, а вторых – в черных одеждах. Но это всего лишь штамп, посчитал режиссер, и решил доказать зрителям, что черное не есть синоним негативного. В темном цвете достаточно не раскрытого до конца позитива. В конце концов, он может быть просто смешением нескольких более ярких и жизнерадостных красок. Просто это таинство надо суметь понять и убедить в этом почтенную публику. За расшифровку «черного кода» в проекте отвечает южноафриканская балерина, хореограф, модель, солистка академии танца и просто «женщина года» – Кейти Фетла. По мнению некоторых хореографов, танцоры с темным цветом кожи редко становятся известными в балете, и тому, говорят, есть чисто физические объяснения. Тип костной и мышечной системы у африканцев имеет весьма характерную динамику и пластику. Он выигрышнее реализуется в более резких и быстрых движениях, чем те, что характерны для балетной классики. Тем удивительнее для Рустама было увидеть Кейти на сцене Королевского театра в Амстердаме в образе «умирающего лебедя». Этот шедевр хореографии Михаила Фокина не всегда поддается и лучшим последователям русской балетной школы. По словам Нуртдинова, именно в Фетле его поразила одухотворенность движений и способность все схватывать на лету. Проект «Черный лебедь» уже прошел три четверти своего гастрольного пути по нашей стране. Всего его покажут в 70 российских городах и семи странах Европы. И нигде он не проходил не замеченным. Балетную классику обычно везде встречают на ура, особенно в такой необычной подаче. Идея совместить, казалось бы, несовместимое максимально выразилась в дуэтном танце, исполняемом самим Русланом, светлокожим, изящным и утонченным, и высокой темнокожей Кейтли. Этот танец на музыку Сен-Санса под названием «Лебединая верность» стал их совместным хореографическим творением. Необыкновенна для балетного мира и сольная партия «умирающего лебедя» в исполнении Кейтли. Может, по сравнению с такими признанными в мире гениями, как Анна Павлова, Майя Плисецкая или Ульяна Лопаткина, в ее танце не было той щемящей ноты, которую все привыкли видеть в этой партии. Но в нем звучала иная, немного наивная, но очень естественная и живая краска – красоты природы, даже в ее умирании. Хотя все-таки у балерины более эффектно получился гимн торжества жизни, исполненный позже в стиле афро-фьюжн. Так природная пластика балерины, по мнению некоторых зрителей, смотрелась более органично. На фоне черно-белого контраста несколько померкли другие партии, включенные в программу проекта. На этом фоне дуэтные танцы из балетов «Кармен», «Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спящая красавица», исполненные солистами пяти крупнейших театров России, выглядели немного бледнее. Хотя были и в них свой шарм и энергетика. Наиболее выразительным и запоминающимся в этом ряду сольных выступлений мне показался танец в стиле современной хореографии на музыку Антонио Вивальди из цикла «Времена года». «Портрет в красном», исполненный Анастасией Исаевой, балериной театра имени Якобсона, сочетал в себе темперамент, обостренный нерв модерна и отточенность. Интересным показался многим тюменским зрителям и эксперимент соединения балетного исполнения и живого вокала. Арии оперной дивы Ларисы Ахметовой оживляли танцевальные композиции и придавали им дополнительную эмоциональную окраску. В целом, балетный спектакль тюменские зрители приняли благосклонно и с большим интересом.

Автор: Инна Горбунова