С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру. Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогала им ощутить себя единым народом. Вера наполняла жизнь смыслом. Веровали наши предки и предки наших предков. Веровали учёные и философы, знатные люди и бедняки. Если бы вероученье было ложным, оно давно бы перестало существовать.
350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает черты нашей культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… На Пасху все целуются, говоря: «Христос Воскрес!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Всё это время они стоят на ногах… Какая выносливость! Несомненно, все они святые!»
Сейчас модно спорить о том, что спасёт мир. Доброта? Красота? Любовь? Я думаю: мир спасёт вера в Бога, потому что только она даёт всё: и любовь, и доброту, и красоту, и многие другие добродетели.
Как бывший педагог интересуюсь успехами, изменениями, нововведениями в образовании. Услышала о том, что с сентября 2012 – 2013 учебного года будут изучать по выбору родителей один из шести предложенных курсов: «Основы православной культуры», «Основы светской этики»…
Заинтересовалась и в Интернете прочла учебники по этим предметам. Хочу поделиться мыслями, которые возникли при ознакомлении с курсами: «Основы православной культуры» и «Основы светской (мирской, гражданской) этики».
В «Основах православия» читаю: «Религия – это мысли и поступки человека, убеждённого в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Под словом Бог в православии понимается Творец, который создал весь мир и человеческий род.
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле, – читаю в «Основах светской этики».
Правила, общие для всех, люди могут объяснить по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один пояснит: «Не лги, чтобы и тебе не лгали в ответ». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог». Первое пояснение даёт человек, который придерживается светской культуры, слова другого выражают позицию человека, живущего в религиозной культуре. Истоки русской культуры – в православной религии.
Например, слово «спасибо» – это сокращённое пожелание: «Спаси Бог!». Каждый раз, когда человек произносит слово «спасибо», он, порой сам этого не понимая, обращается к Богу.
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло. Добро и зло не просто существует в жизни людей и проявляются в поступках, они созданы людьми. И если люди приложат усилия, то зла в обществе станет меньше, а добра – больше.
Как же в этом разберётся ребёнок? А как поступить ему, если он оступился? Куда обратиться? Кто поможет принять правильное решение?
В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от этих добрых целей. «Основы православия» учат различать добро и зло на основе Божьих заповедей:
Почитай (уважай) отца твоего и матерь твою.
Не убий. Христос сказал, что убийцей становится даже тот, кто смотрит на другого с ненавистью.
Не кради.
Не лги (Бога не обманешь. Он видит любой обман).
Не завидуй (зависть мешает радости).
И если родители в семье, а потом учитель в школе будут говорить об этом, то ребёнок прислушается и сделает правильный вывод, что есть добро, а что зло.
Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Некоторые стараются просто забыть нанесённые кому-то обиды. Но совесть, если она есть, не даёт покоя. Тогда нужно раскаяние. Исправлять ошибки надо делом:
Украл? – Верни.
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари.
Сказал злое слово? – Попроси прощение.
А ещё покаянные молитвы к Богу. Каяться нужно искренне, порой до слёз, но после таких слёз приходит радость. Зло надо обличать и надо его ненавидеть. Ключевые понятия в православной культуре: душа, совесть, покаяние.
Каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счёт. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или родной бабушке, – это помощь Богу, оскорбление, нанесённое любому из людей, Бог тоже принимает как оскорбление, нанесённое ему. Любой человек – посланник Неба на Земле.
Вот такие глубокие мысли заключены в «Основах православия». При изучении некоторых тем предусмотрены экскурсии в храм, встречи со священником. Одним словом, поучительный курс.
Можно ещё долго сопоставлять материалы этих двух учебников. И размышлять о совести и раскаянии, о милосердии и сострадании, о добродетели и пороке. Но думаю, этого достаточно, чтобы увидеть преимущества «Основ православной культуры».
Как бабушка, я бы всей душой желала для своих внуков изучения именно этого предмета. Никто насильно не заставит школьника молиться, не обяжет посещать храм. Но, может быть, этот предмет заронит в детскую душу частичку доброты, чистоты и любви, которых так не достаёт в повседневной жизни. Ребёнок познакомится с азами православия, которых порой не хватает взрослым, посещающим храм.
Русский писатель А.И. Солженицын так описывал особенности нашей жизни: «Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он – в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам колокольнями стройными, точёными, резными, поднявшиеся над соломенной повседневностью – они издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу. И где бы в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья – никогда ты не один… Всегда манит тебя маковка колокольни. В эти камни, в колоколенки наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни. И всегда люди были корыстны и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела и отдать час – вечности».