Медиакарта
4:02 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

К воде с уважением призывают относиться участники и организаторы научно-практического семинара в Московском

К воде с уважением      призывают относиться участники и организаторы научно-практического  семинара в Московском
15:42 | 13 апреля 2012
Источник: Красное знамя

Впервые семинар, посвящённый проблемам экологии водных ресурсов региона, который состоялся на весенних каникулах в рамках некоммерческой образовательной программы SEED компании Шлюмберже, охватил такое количество учащихся.

Тюменский район представляли команды 10 школ, к ним присоединились три общеобразовательных учебных заведения областного центра, в том числе лицей нефтегазового университета. Традиционными участниками были школьники и педагоги Успенского, Переваловского и Московского МО.

Инициатива проведения мероприятия на базе Московской школы в расширенном формате принадлежала её директору Наталье Михальчак. Желанием Натальи Александровны было увлечь как можно большее число детей и педагогов исследовательской работой с тем, чтобы обогатиться новыми знаниями и получить практические навыки использования современного оборудования и технологий. С её точки зрения, встреча с интересными людьми, профессионалами своего дела, способна дать большой толчок интеллектуальному и творческому развитию подростков, стать решающей в выборе жизненных приоритетов и будущей профессии. Поводом для гостеприимства Московской школы стал и большой ремонт, который кардинально изменил внешний вид и обустройство учебного заведения. В нём теперь педагогам и ученикам по-новому живётся и работается.

Семинар проходил в течение трёх дней. Один из них был посвящён анализу состояния водных ресурсов Тюмени и Тюменского района. Юные экологи под руководством учителей и при помощи комплектов лабораторного оборудования, предоставленных компанией Шлюмберже, произвели отбор проб из местных водоёмов и исследовали их на предмет механического и химического загрязнения. Результатом их работы стала карта Тюмени и Тюменского района, на которой обозначены центры исследовательской работы детей и места экологического неблагополучия. Этот опыт на семинаре обобщила учитель Московской школы Ольга Никулина.

Одно из ярких впечатлений произвела на ребят лекция профессора сельхозакадемии Людмилы Михайловой, в которой она рассказала о ещё не до конца изученных свойствах воды. По отзывам участников семинара, очень полезным для них оказалось посещение Сибирского учебного центра Шлюмберже. Они побывали в аудиториях и на учебных площадках, пообщались со специалистами центра, приехавшими на работу в Тюмень из разных стран, познакомились с технологией бурения нефтяных скважин. Многие испытали желание когда-нибудь вновь оказаться в центре, но уже в ином качестве: волонтёра или преподавателя. Навыки использования компьютерной платы GoGo и программы Scratch, которые ребята приобрели на мастер-классах и во время практикумов, позволили им разработать собственные проекты решения проблем качества воды и провести презентацию своих идей.

В последний день работы семинара журналистам газеты удалось побывать на защите проектов. Их разработка явилась коллективным трудом команд, состоящих из учащихся разных школ. Команда "Гель-Грин", в которую наряду с горожанами вошли учащиеся Переваловской и Червишевской школ, прежде всего проанализировали причины ухудшения качества воды в Туре. Основные - фаза низководья, снижение уровня зимних осадков и высокий уровень производственных отходов. С точки зрения юных исследователей, актуальной становится установка дополнительных станций мониторинга воды. Проект команды и представлял из себя действующую станцию в миниатюре. Она способна устанавливать места массового загрязнения, а также нейтрализовать некоторые его виды.

В команду "Моряки" вошли учащиеся Боровской школы N 2 и 25-й школы областного центра. Они предложили эффективную систему очистки воды на бытовом уровне. Их установка способна "разрешать" пользование водопроводной водой в случае отсутствия загрязнения и направлять её на дополнительную фильтрацию при обнаружении факторов риска. Аналитическая система устройства допускает использование разных датчиков, реагирующих как на механическое, так и химическое загрязнение. Кстати, девизом "Моряков" стала фраза: "Только смелым покоряются моря науки".

Ребята из Успенки и учащиеся школы N 65 являются авторами проекта "Help уuorself" "Помоги себе сам", реализация которого позволила бы предотвратить заболачивание части территории Войновской школы и не допускать скопление грунтовых вод в подвале этого учебного заведения. Конечной целью проекта является восстановление части русла Войновки и целебных свойств её воды, которыми эта теперь уже скрытая от людских глаз речка когда-то обладала. Избавить школу и её территорию от грунтовых вод, считают авторы проекта, может энергия открывания школьных дверей, которую можно использовать для питания насоса. Ребята продемонстрировали систему преобразования энергии, излишки которой можно аккумулировать для использования в период каникул, когда двери открываются и закрываются не столь активно, или для освещения школьной территории. На осушенной площадке вполне можно обустроить спортивный узел, считают ребята. Да и подвал, если подумать, можно использовать с пользой.

Команда школьников из Зырянки и Московского разработала систему биологических прудов, где на разных уровнях очистки воды вместо применения химреагентов можно использовать водоросли, планктон, моллюски и рыб. Это уже известная технология, нашедшая практическое воплощение, например, в Новосибирске. Отличительной особенностью проекта команды "Капля" является использование ветра как альтернативного и экологического источника энергии. Этот же проект, по мнению членов команды, можно использовать и в рыбоводстве. После успешной защиты и ответов на вопросы экспертов и педагога Переваловской школы Светланы Сириной нам удалось побеседовать с капитаном "Капли", десятиклассницей Московской школы Натальей Глобой. Девушка отметила, что каждый член команды отвечал за свой участок и старался выполнить свою работу как можно лучше. Скучать не пришлось никому. Она с удовольствием попробовала свои силы в работе над проектом, уверена в большой пользе полученных на семинаре знаний и считает экологию одной из интереснейших сфер деятельности человека. Пока Наташа не определилась с выбором будущей профессии. "Мне всё интересно, я бы хотела многое попробовать или по-новому взглянуть на уже известное". Время для этого у капитана-десятиклассницы ещё есть. Будущим участникам семинаров SEED она желает творческих успехов и бесконечного развития. Мы присоединяемся к Наташе и надеемся на встречу с новыми участниками программы на следующих этапах её реализации.

Татьяна ЮРТИНА.