Впервые семинар, посвящённый проблемам экологии водных ресурсов региона,
который состоялся на весенних каникулах в рамках некоммерческой
образовательной программы SEED компании Шлюмберже, охватил такое
количество учащихся.
Тюменский район представляли команды 10 школ, к ним присоединились три
общеобразовательных учебных заведения областного центра, в том числе
лицей нефтегазового университета. Традиционными участниками были
школьники и педагоги Успенского, Переваловского и Московского МО.
Инициатива проведения мероприятия на базе Московской школы в расширенном
формате принадлежала её директору Наталье Михальчак. Желанием Натальи
Александровны было увлечь как можно большее число детей и педагогов
исследовательской работой с тем, чтобы обогатиться новыми знаниями и
получить практические навыки использования современного оборудования и
технологий. С её точки зрения, встреча с интересными людьми,
профессионалами своего дела, способна дать большой толчок
интеллектуальному и творческому развитию подростков, стать решающей в
выборе жизненных приоритетов и будущей профессии. Поводом для
гостеприимства Московской школы стал и большой ремонт, который
кардинально изменил внешний вид и обустройство учебного заведения. В нём
теперь педагогам и ученикам по-новому живётся и работается.
Семинар проходил в течение трёх дней. Один из них был посвящён анализу
состояния водных ресурсов Тюмени и Тюменского района. Юные экологи под
руководством учителей и при помощи комплектов лабораторного
оборудования, предоставленных компанией Шлюмберже, произвели отбор проб
из местных водоёмов и исследовали их на предмет механического и
химического загрязнения. Результатом их работы стала карта Тюмени и
Тюменского района, на которой обозначены центры исследовательской работы
детей и места экологического неблагополучия. Этот опыт на семинаре
обобщила учитель Московской школы Ольга Никулина.
Одно из ярких впечатлений произвела на ребят лекция профессора
сельхозакадемии Людмилы Михайловой, в которой она рассказала о ещё не до
конца изученных свойствах воды. По отзывам участников семинара, очень
полезным для них оказалось посещение Сибирского учебного центра
Шлюмберже. Они побывали в аудиториях и на учебных площадках, пообщались
со специалистами центра, приехавшими на работу в Тюмень из разных стран,
познакомились с технологией бурения нефтяных скважин. Многие испытали
желание когда-нибудь вновь оказаться в центре, но уже в ином качестве:
волонтёра или преподавателя. Навыки использования компьютерной платы
GoGo и программы Scratch, которые ребята приобрели на мастер-классах и
во время практикумов, позволили им разработать собственные проекты
решения проблем качества воды и провести презентацию своих идей.
В последний день работы семинара журналистам газеты удалось побывать на
защите проектов. Их разработка явилась коллективным трудом команд,
состоящих из учащихся разных школ. Команда "Гель-Грин", в которую наряду
с горожанами вошли учащиеся Переваловской и Червишевской школ, прежде
всего проанализировали причины ухудшения качества воды в Туре. Основные
- фаза низководья, снижение уровня зимних осадков и высокий уровень
производственных отходов. С точки зрения юных исследователей, актуальной
становится установка дополнительных станций мониторинга воды. Проект
команды и представлял из себя действующую станцию в миниатюре. Она
способна устанавливать места массового загрязнения, а также
нейтрализовать некоторые его виды.
В команду "Моряки" вошли учащиеся Боровской школы N 2 и 25-й школы
областного центра. Они предложили эффективную систему очистки воды на
бытовом уровне. Их установка способна "разрешать" пользование
водопроводной водой в случае отсутствия загрязнения и направлять её на
дополнительную фильтрацию при обнаружении факторов риска. Аналитическая
система устройства допускает использование разных датчиков, реагирующих
как на механическое, так и химическое загрязнение. Кстати, девизом
"Моряков" стала фраза: "Только смелым покоряются моря науки".
Ребята из Успенки и учащиеся школы N 65 являются авторами проекта "Help
уuorself" "Помоги себе сам", реализация которого позволила бы
предотвратить заболачивание части территории Войновской школы и не
допускать скопление грунтовых вод в подвале этого учебного заведения.
Конечной целью проекта является восстановление части русла Войновки и
целебных свойств её воды, которыми эта теперь уже скрытая от людских
глаз речка когда-то обладала. Избавить школу и её территорию от
грунтовых вод, считают авторы проекта, может энергия открывания школьных
дверей, которую можно использовать для питания насоса. Ребята
продемонстрировали систему преобразования энергии, излишки которой можно
аккумулировать для использования в период каникул, когда двери
открываются и закрываются не столь активно, или для освещения школьной
территории. На осушенной площадке вполне можно обустроить спортивный
узел, считают ребята. Да и подвал, если подумать, можно использовать с
пользой.
Команда школьников из Зырянки и Московского разработала систему
биологических прудов, где на разных уровнях очистки воды вместо
применения химреагентов можно использовать водоросли, планктон, моллюски
и рыб. Это уже известная технология, нашедшая практическое воплощение,
например, в Новосибирске. Отличительной особенностью проекта команды
"Капля" является использование ветра как альтернативного и
экологического источника энергии. Этот же проект, по мнению членов
команды, можно использовать и в рыбоводстве. После успешной защиты и
ответов на вопросы экспертов и педагога Переваловской школы Светланы
Сириной нам удалось побеседовать с капитаном "Капли", десятиклассницей
Московской школы Натальей Глобой. Девушка отметила, что каждый член
команды отвечал за свой участок и старался выполнить свою работу как
можно лучше. Скучать не пришлось никому. Она с удовольствием попробовала
свои силы в работе над проектом, уверена в большой пользе полученных на
семинаре знаний и считает экологию одной из интереснейших сфер
деятельности человека. Пока Наташа не определилась с выбором будущей
профессии. "Мне всё интересно, я бы хотела многое попробовать или
по-новому взглянуть на уже известное". Время для этого у
капитана-десятиклассницы ещё есть. Будущим участникам семинаров SEED она
желает творческих успехов и бесконечного развития. Мы присоединяемся к
Наташе и надеемся на встречу с новыми участниками программы на следующих
этапах её реализации.
Татьяна ЮРТИНА.