44 года отдала Семеновской школе Агриппина Пастухова. Её трудовая биография началась в тяжёлое военное время.
Ученики тогда выводили буквы на старых газетах и журналах. Вместо чернил – сажа, а у преподавателя для проверки заданий – свёкольный сок.
– Радости детей не было предела, когда в школе появился фильмоскоп, – вспоминает педагог. – Пока одни ребята завешивали окно плотной чёрной тканью, среди других шёл спор, кому крутить колёсико фильмоскопа, а кому читать текст. И вот гаснет свет… На экране, которым служит старая белая простыня, сменяют друг друга кадры лучших сказок нашего детства. В луче фильмоскопа пляшут пылинки…
В школе была своя библиотека. Ребята зачитывались книгами Гайдара, Носова, Благининой. Как правило, выбирали самую потрёпанную книжку. Это был верный признак того, что она очень интересная.
В 1973 году школа была преобразована в начальную однокомплектную: один педагог сразу работал с тремя классами. Пока первоклашки корпят над прописями, второклассники решают задачу, третий класс – читает стихотворение.
Обедали тут же, в школе.
– Я кипятила чай, – рассказывает Агриппина Алексеевна, – а детишки доставали из сумок немудрёную деревенскую еду: яйца, огурцы, помидоры, зимой – картошку.
Заливистый медный колокольчик был особенно весел, когда отзванивал окончание уроков. Школьники разбегались по длинной семеновской улице. А утром они робко сидели на деревянной скамейке у учительского дома, и только педагог появлялась на крыльце, вскакивали навстречу: «Здравствуйте, Агриппина Алексеевна!»
Подготовила Ольга МЯСНИКОВА
Фото из архива Агриппины Пастуховой