Медиакарта
12:23 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Роль игрушек в развитии детей

Роль игрушек в развитии детей
12:22 | 14 апреля 2012
Источник: Сельская новь

Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Дошкольные годы - возраст огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью развития ребёнка станет не ускорение, а обогащение его опыта, т.е. развитие способностей, становление активной, творческой личности. А помочь в этом могут развивающие игры и игрушки. Подбирая развивающие игрушки в соответствии с возрастом, в первую очередь нужно обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, восприимчив и какой вид деятельности является ведущим. Если вы купили игрушку, которая не соответствует возрасту малыша, то она вряд ли будет ему интересна.

В свои первые полгода ребёнок созерцает окружающий мир и игры малыша имеют соответствующий характер. Ребёнок наблюдает за родителями, происшествиями, познаёт окружающий мир. Слушает разные звуки, его движения носят хватательный характер. Ведущей деятельностью ребёнка до года является общение со взрослым и получение новых впечатлений. Поэтому маленькому человечку нужно обеспечить необходимое количество слуховых, визуальных и осязательных образов. Полезно показывать крупные яркие картинки, играть с ним погремушками, подвесить в поле зрения разноцветный музыкальный мобиль. Картинки полезны для зрительного восприятия, подвески и мобили над кроваткой подталкивают к первым действиям хватательного характера. Погремушки способствуют развитию концентрации внимания. А кроме развития зрительного, тактильного и слухового восприятия помогают развить и общую координацию движений — локомоторику.

Современные погремушки, игрушки-мякиши, модули преподают малышу первые уроки для развития навыков мелкой моторики и действия двумя руками, подводят его к осознанию причинно-следственных связей, формируют целенаправленные движения руки под контролем зрения. Кроме того, правильно подобранная игрушка вызывает у ребёнка положительные эмоции, способствует социально-эмоциональному развитию малыша. Сенсорное развитие ребенка грудничкового возраста составляет фундамент его общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие. То, что дети любят музыку, общеизвестно, ведь множеством исследований доказано, что даже в материнской утробе ребёнок уже реагирует на звуки, а годовалый малыш уже связывает свои действия с ними, он топает ножками, хлопает в ладошки, стучит разными предметами. В раннем возрасте такие музыкальные игрушки, как погремушки, бубенцы, маракасы, дудочки, металлофоны оказывают благоприятное воздействие на развитие чувства ритма, овладение моторикой, становление личности и самосознания. Они тренируют мелодический слух и музыкальную память. Поэтому музыкальные игрушки несомненно относятся к развивающим.

Предметная деятельность становится ведущей у детишек от 1 года до 3 лет, так как важным достижением в этом возрасте является овладение прямохождением, малыш начинает ходить, бегать, прыгать, а самостоятельность в движении увеличивает контакт ребёнка с окружающим миром, позволяет познать предметы с разных сторон, малыш учится говорить, постигает понятия больше-меньше. Продолжается его сенсорное развитие, а обучение в этот период осуществляется через игру. Простые предметы и действия с ними выполняются как с настоящими: «игрушечный» утюжок гладит как настоящий, а предметы-заместители способствуют развитию воображения, обычная палочка может быть и самолётом, и куклой, и ложкой.

Неотъемлемой частью «игрушечного хозяйства» как грудничков, так и маленьких дошколят во все времена были и остаются такие старые, добрые игрушки, как: неваляшки, каталки, кубики, матрёшки, пирамидки, рамки-вкладыши. Все они оказывают благотворное воздействие на развитие ловкости рук, целенаправленных действий, мелкой моторики, воображения и образного мышления, они помогают малышу развить не только координацию движений, но и получить представление о внешних свойствах предметов, цвете, форме, величине, то есть сенсорных эталонах (семь цветов спектра, пять геометрических форм, три градации величины).

Первое знакомство с ними у совсем крохи начинается с ознакомительных, экспериментальных действий:

ощупывание, перекатывание, бросание (желание ребёнка 8-10 месяцев всё ломать и бросать - это нормально, так как в этом возрасте малыш пытается стать участником событий, т.е. посредством разрушения он самоутверждается), затем конструирование и вкладывание (сначала методом тыка), постепенно соотнося фигуры по форме, размеру и цвету. Создание ребёнком конструкции из кубиков, брусочков и других материалов прививают ему чувство красоты и гармонии. Такие игры несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребёнка. Это очень полезные для ребёнка игрушки, тем более если они изготовлены из качественных, экологически чистых материалов: пластмассы, ткани, резины и особенно из дерева — самого приятного на ощупь материала, помогающего развить чувствительность детских ручек.

Большинство родителей, интересующихся ранним развитием своего ребёнка, стремятся сразу научить его считать, писать. А начинать нужно не со счёта, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну, ведь в математике главное научить мыслить, логически рассуждать. Помогут в этом настольные игры с карточками-заданиями серий: учись играя, чудесная коробочка, тетради с заданиями (умный малыш, говорим правильно, Школа Семи Гномов и др.), которые формируют важнейшие мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, исключение, развитие любознательности, познавательной активности и готовят руку ребёнка 4-5 лет к письму. А для более младшего возраста, для овладения произвольными движениями рук и пальчиков нужны лабиринты, пальчиковый кукольный театр, тесто для лепки, мелки и пальчиковые краски, в отличие от обычных карандашей, красок и пластилина - это уникальные вещества, более пластичны и податливы, такая деятельность (особенно совместно с родителями) обладает способностью тонизировать и расслаблять мышцы, снимая при этом напряжение и благотворно воздействуя на нервную систему, да и просто дарит детям и их родителям множество положительных эмоций, что в свою очередь оказывает полезное действие на личностное благополучие малышей.

Развитию в ребёнке умений составлять из частей целое (анализ и синтез) способствуют разрезанные картинки-пазлы на деревянной, мягкой, а для более старших детей на бумажной основе, они развивают логическое и образное мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук, знакомят с размером. Огромную роль в развитии мелкой моторики, глазомера, координации и точности движений, освоению навыков шнуровки, в развитии воображения играют шнуровки в виде грибочков, фруктов, пуговиц, планшетов.

Они также знакомят ребёнка с формой, цветом, геометрическими фигурами, освоением счёта, повышая наблюдательность, концентрацию внимания, усидчивость. Начинать занятия шнуровкой можно с 3-х лет. Ведущим видом деятельности в возрасте от 3 до 6 лет является ролевая игра, наблюдается тенденция к самостоятельности, попытка активно участвовать в жизни взрослых. В ролевой игре формируются нравственные основы будущего школьника, соответствующие мотивации и новые виды деятельности.

Особая значимость в развитии детей не только этого возраста, но и более раннего, начиная с самого рождения, придаётся образным (сюжетным) игрушкам - это все игрушки в виде животных или людей, которые предполагают обращение с ними, как с живыми персонажами, будь-то куклы со всеми составляющими кукольного хозяйства, или зайчишки, машинки, и другие подобные игрушки. Игры с ними позволяют малышу включиться в мир людей, отражая свой опыт в игре, воспроизводить знакомые ему действия, а в первую очередь развивают личностную, социально-эмоциональную сферу.

Подобрав малышу весёленькую куклу, изображающую из себя ребёнка его возраста, вы увидите, как кроха начинает сопоставлять себя с ней, кукла, мишка помогают взрослому организовать поведение малыша, привить необходимые навыки и при этом не разрушить эмоциональную связь с ним. А такие любимые многими девочками куклы «барби», наоборот, могут способствовать снижению их самооценки. Родители должны помнить, что все развивающие игрушки принесут пользу ребёнку лишь в том случае, если они будут не только правильно подобраны по возрасту, увлечению, но и будут соблюдаться следующие правила работы с ними:

  • занятия с ребёнком должен проводить взрослый, увлекая его игрой, соревнованием, но ни в коем случае не принуждая его, предлагая при этом только доступный уровень сложности заданий, постепенно готовя малыша к следующему шагу;
  • продолжительность занятий или игры с развивающими игрушками не более 30-40 минут. Затем малыш прощается с ними, а взрослый убирает игрушку с поля зрения до следующего занятия, и только в этом случае ребёнок будет с нетерпением ждать встречи с ней и совместной с вами деятельности;
  • исключение составляют образные игрушки (кукла, мишка), так как благодаря им малыш чувствует себя в безопасности в отсутствие значимого взрослого; игрушки для физического развития (мячи, тренажёры, спортивный инвентарь, не содержащие мелких деталей, если ребёнок ещё маленький).

И последнее правило, о котором нужно помнить всегда: не скупитесь на похвалу за каждое усилие ребёнка, пусть даже незначительное на первый взгляд, выполнить то или иное задание, не бойтесь его перехвалить, дайте понять своим активным участием и вниманием как вы его любите, какой он умница, что он значит для вас, радуйтесь каждому успеху вашего малыша, тем самым вы никогда не потеряете доверия с его стороны, повысите его самооценку, значимость, уверенность, подготовите к освоению новых, всё более сложных форм самостоятельной жизни. Успехов вам, дорогие родители!

Автор: О. Антонова, психолог