«Остаться самим собой в тяжелые годы нелегко. Но остаться человеком и гражданином в годы почета и славы вдвойне труднее. И уж втройне сложно не поддаться соблазну власти», - сказал когда-то мудрый Г.Х. Попов, в прошлом столичный мэр.
Александр Анатольевич Сафрыгин из тех, кому судьбой было предначертано быть руководителем. Из 26 лет своей трудовой деятельности 21 год ему довелось работать в этом качестве. Были власть, предопределенные должностью почёт и уважение, были, естественно, и трудные годы. Но соблазну власти он не поддался, испытание ею выдержал. Социальный статус никак не отразился на его чисто человеческих качествах.
Уроженец с. Ушаково, после окончания в 1986 году ТГПИ им. Д.И. Менделеева Александр Анатольевич 4 года работал в родной школе учителем истории, обществоведения, английского языка. Довелось в эти годы поработать и заместителем директора школы по воспитательной работе. В бытность педагогом избирался депутатом районного совета народных депутатов.
Затем 26-летнему перспективному молодому человеку в самый сложный период в новейшей истории, связанный с тотальным дефицитом, безденежьем, безработицей, многомесячной невыплатой зарплаты, местные депутаты доверили руководство своей территорией. Вспоминая те годы, Александр Анатольевич говорит: «Несмотря ни на что, работать было интересно. Тюменская область в числе немногих субъектов РФ апробировала новую систему самоуправления - на уровне поселения. Глава его нес ответственность за все вопросы жизнедеятельности территории, включая всю социальную сферу». О степени доверия односельчан к своему руководителю, об оценке качества его работы в этой должности говорит, в частности, то, что население Ушаковского поселения ещё дважды (в 1996, 2001 годах) всенародным голосованием избирали его своим руководителем. А губернатор области Л. Ю. Рокецкий «за большой вклад в социально-экономическое развитие территории и становление местного самоуправления» в 2000 году наградил ушаковского главу Почётной грамотой.
Планируя продолжать жить и трудиться и далее в родном селе, Александр Анатольевич с помощью родителей построил дом, заложил сад, одним словом, создал для этого все необходимые условия.
Но судьба распорядилась по иному. Оставив о себе в поселении добрую память как о совестливом, порядочном, надежном руководителе, в 2002 году в связи с назначением начальником управления образования он с семьёй переезжает в Вагай. К этому времени супруги Сафрыгины, Александр Анатольевич и Светлана Тимофеевна, воспитывали 13-летнюю дочь Марину и 8-летнего сына Алешу.
Эту отрасль он возглавил в то время, когда бытовые тяготы, выпавшие на долю учителей в связи с экономическим кризисом, были не столь драматичны, а потому морально-психологический климат в образовательной среде постепенно входил в своё нормальное русло. Однако впереди ждали трудности, сложности иного порядка. Дело в том, что с 2002 года, совпавшего с годом его назначения на должность начальника управления образования, система самоуправления переходит на уровень района. Все образовательные учреждения обретают статус юридических лиц, а вместе с этим на их руководителей возлагаются не свойственные до сих пор права и обязанности. Финансово-хозяйственная деятельность становится теперь для руководителей столь же важным направлением, как и учебно-воспитательная. Начальнику управления вместе со своими сотрудниками предстояло не только проконтролировать целевое и экономное расходование бюджетных средств, но прежде всего научить работать в новых условиях, что оказалось совсем непросто.
Благо, накопленный к тому времени двенадцатилетний опыт руководящей работы позволил новому начальнику управления безболезненно окунуться в водоворот новых веяний, событий.
«Сложно и болезненно проходил процесс реструктуризации сети образовательных учреждений, - рассказывает Александр Анатольевич.
- Понимая, что такое школа для деревни, тем не менее в силу ряда объективных причин пришлось закрыть ряд начальных малокомплектных школ, некоторые средние реорганизовать в основные, основные в начальные».
В те сложные годы А.А. Сафрыгин проявил себя руководителем, чувствовавшим дух времени, умевшим принимать правильные управленческие решения.
М.Ф. Язовских, зам. главы администрации района, курирующая социальную сферу, в том числе образование, оценивая профессиональные качества начальника управления образования, сказала: «Как руководитель, организатор народного образования Александр Анатольевич, безусловно, личность сильная. Это человек высокой культуры, интеллигентности, эрудированности. Умело, оперативно и по-государственному решал сложные проблемы школьного строительства. Отличался деловитостью и творческим подходом к делу».
В это время в порядке эксперимента в образовании начинается внедрение принципиально иной системы оплаты учительского труда, неоднозначно воспринятой педагогическим сообществом. Начало его трудовой деятельности на новом поприще связано ещё с одной проблемой, споры о целесообразности которой длятся многие годы, - речь идёт о новой форме итоговой аттестации выпускников школы, ЕГЭ. К чести Александра Анатольевича, он умел сложные вопросы реформирования решать профессионально, деловито, настойчиво, по-государственному.
Уже через год после назначения, в 2003, начальник управления проходит аттестацию. В аттестационном листе, подписанном всеми членами комиссии, значится: «Зарекомендовал себя ответственным, знающим принцицы управления руководителем. Умело руководит аппаратом управления образования и руководителями образовательных учреждений».
Умение работать с людьми, ответственность, исполнительность и компетентность подтвердила комиссия и при аттестации А.А. Сафрыгина в 2008 году.
«Мне всегда везло на хороших людей: и в администрации поселения, и в управлении образования были прекрасные коллективы, где отношения строились на взаимопонимании и доверии», - говорит Александр Анатольевич, - у каждого из них я чему-то учился».
Коллеги на уважительное к ним отношение отвечали тем же.
Вот что говорит о своём бывшем руководителе его заместитель И.А. Ильиных: «Александр Анатольевич видением проблем образования, компетентным руководством в коллективе управления оставил о себе добрую память и в образовательной среде был авторитетен. Он вкладывал в свою работу душу, энергию, опыт. Обладал столь ценными для руководителя качествами, как доброжелательность, уравновешенность, ироничность ума».
Проблемы, которые пришлось решать начальнику управления в связи с неоднократными изменениями правового статуса образовательных учреждений, реструктуризацией образовательной сети, изменениями в финансово-хозяйственной деятельности, безусловно, были сложны, но, на мой взгляд, еще более сложные задачи предстояло решать, выполняя правительственную долгосрочную Концепцию модернизации образования, которая закрепила современные приоритеты государственной образовательной политики.
Не углубляясь в профессиональные тонкости, назову лишь направления главных ударов, на которые обязаны были ориентировать начальник управления образования и его штаб для достижения поставленных целей. Это переход на новые образовательные стандарты, расширение самостоятельности школ, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие системы поддержки талантливых детей.
Сложность в реализации Концепции заключается в формировании коллектива единомышленников в масштабе района, в создании атмосферы творчества в каждом коллективе. А в столь массовой профессии, как учительская, далеко не все имеют инновационную голову.
В одном из предыдущих номеров «Сельского труженика» помещена моя статья с анализом состояния дел в образовании в нашем районе. Во всём том положительном, что мы имеем в этой отрасли, есть немалая заслуга талантливого, требовательного руководителя и организатора, высокопорядочного и совестливого человека – Александра Анатольевича Сафрыгина.
К сожалению, в настоящее время в должности начальника управления образования он уже не работает. Я не знаю, может быть, именно совестливость и не позволила ему продолжить эту работу – стало подводить здоровье, но точно знаю, что в режиме бережного отношения к собственному здоровью работать он не может. Вот обстоятельства и заставили перейти на работу, не требующую серьёзных моральных и психологических перегрузок.
В новой должности заместителя директора Вагайской средней школы по административно-хозяйственной работе Александр Анатольевич к исполнению своих новых обязанностей относится столь же ответственно, как и к прежней.
Круг же их довольно обширен: начиная от организации работы работников обслуживающего персонала до экономной, разумной эксплуатации всех систем учреждения.
Хочу пожелать талантливому управленцу А.А. Сафрыгину со временем использовать свой потенциал, свои возможности и качества руководителя в той области, где они несомненно принесут гораздо больше пользы.
Ишмухамет ГАЙСИН, «Заслуженный учитель РФ»