18 апреля мировым сообществом отмечается день памятников и исторических мест. В Вагайском районе во многих населенных пунктах стоят обелиски воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
В с. Бегишево установлен бюст Героя Советского Союза Первухина А.Г.
В центре с. Вагай воздвигнут памятник В.И. Ленину, а в районном парке – видному политическому деятелю Тобольской губернии, коммунисту А.В. Семакову, погибшему в 1921 году под юртами Вагайскими во время Гражданской войны.
Трагические страницы истории того времени отражены в обелисках на могилах павших в боях красноармейцев и похороненных в следующих селах и деревнях нашего района: в селе Дубровном – на братской могиле неизвестных красноармейцев, погибших в 1921 году, в с. Ушаково – на могиле красного партизана Г.И. Малюгина, погибшего в 1918 году, на братской могиле Кузьмы Малькова и Д.С. Сухоногова в с. Сычево, на могиле 8 человек в д. Ашлык, семи красноармейцев, павших в бою возле д. Токари в 1919 г., и председателя Ашлыкского сельского совета П.И. Ломаева, зверски убитого в 1922 г., в с. Шестовом – на могиле 12 красных бойцов-разведчиков, убитых под д. Александровкой в 1921 году.
В с. Чёрном две братских могилы, в одной из них похоронены 13 коммунистов, павших в бою у д. Таскаевой в 1918 году, в другой – 5 коммунистов, убитых в 1919 году.
На кладбище д. Полино-Ашлык (Ленино) находится могила Неизвестного солдата, убитого во время Гражданской войны рядом с деревней и похороненного местными жителями.
В последние годы уходящего ХХ века в с. Чёрном построена православная часовня с Аллеей памяти, где в камне высечены фамилии земляков, погибших при защите нашего Отечества во время Великой Отечественной войны.
* * *
В июне 2008 года, возрождая православную традицию, был воздвигнут Поклонный крест на Царском бугре, там, где расположено кладбище. Инициатором и организатором реализации идеи стал Н.Г. Кузнецов, уроженец д. Старый Погост. Ему активно помогали всем миром. И накануне большого праздника православных христиан – Святой Троицы, 14 июня, Поклонный крест был освящен.
К сожалению, до нашего времени почти не сохранились каменные постройки прошлого в своём первозданном виде. Из церквей, пожалуй, только одна, куларовская, построенная во имя Всемилостивейшего Спаса в 1810 году. Стоит она высоком месте, вблизи озера. Архитектура храма ярко выражена в стиле классицизма. И в окружении дивной природы это привносит в душу не только строгость и лиризм, что присуще данному направлению, но и умиротворенность, так как все три стихии – небо, земля, вода – соединяются здесь широко и богато.
* * *
Из гражданских строений до сегодняшних дней в с. Чёрном сохранилось кирпичное здание магазина сельского торговца Плесовских Григория Афанасьевича, репрессированного в тридцатые годы прошлого века. А в селе Шестовом – деревянный жилой дом постройки первой четверти ХХ века крестьянина Фёдора Ивановича Сарманова, 1889 года рождения. Участника Первой мировой войны, награжденного за храбрость и отвагу Георгиевким крестом и медалями, колхозника-кузнеца, отца многодетного семейства. Усадьба бережно содержится нынешним владельцем Кузаковым Владимиром Егоровичем.
* * *
2 августа 1996 года недалеко от с. Сычево на берегу реки Вагай директором Вагайского краеведческого музея Г.В. Глухих совместно с членами Орловского клуба путешественников «Русь» под руководством В.Я. Сальникова установлен памятный знак с надписью «Здесь находилась ямская станция Дресвянская, где 16 января 1796 года на пути в Иркутск умер и похоронен выдающийся финский ученый и путешественник Эрик Густавович Лаксман».
* * *
Неподалеку от п. Комсомольского, в пойме реки Вагай, раскинулся природный заповедник «Рахимовский». А в устье реки – памятник природы озеро Монастырское. В окрестностях озера Куларовского, вблизи реки Иртыш, – природный памятник озеро Табан. А с западной стороны к границам райцентра примыкает памятник природы регионального значения - окрестности села Вагай.
Интересен своим разнообразием установленный в 1977 году на северо-восточной стороне Ермаковского холма знак с символикой советского прошлого – серпом и молотом - и надписью «Геодезический пункт. Охраняется государством».
* * *
Историческими местами, овеянными легендами и преданиями, наша вагайская земля славится издавна. Назову наиболее известные из них – Царский бугор, крепость князя Бегиша, Девичье городище, Ермакова перекопь, Атбашский острог, Ермаковский холм.
Кстати, о последнем хочу рассказать более подробно.
Первые люди (по свидетельствам археологов) жили на холме ещё около семи тысяч лет назад. Они не умели применять керамику и пользовались предметами, изготовленными из камня, который привозили с Урала, а возможно, и с Алтая.
В конце эпохи бронзы (около VIII до н.э.) из-за сложной экологической обстановки, связанной с похолоданием и заболачиванием пастбищ, сюда пришли северные народности. В VII-VI веках до нашей эры на холме существовало их культовое место.
Впоследствии, в VI-III веках до н.э., на холме (останце ледникового периода) возникло поселение саргатской культуры, защищенное от враждебных племен крепостью с двойным рядом глубоких рвов и широких валов, остатки которых отлично различимы до сих пор.
Жилые постройки саргатцев состояли из нескольких помещений, соединенных между собой крытыми коридорами, и были сооружены в технике так называемого заплота. Население занималось охотой, рыболовством, коневодством и мясо-молочным животноводством. Высоким был уровень ремесел и домашних промыслов: прядения, ткачества, гончарства, кожевенного, деревообрабатывающего, косторезного, ювелирного и кузнечного дела, цветной металлургии, строительства. Саргатские племена организовали и контролировали на юге западно-сибирской лесостепи международную караванную торговлю по северным ответвлениям от Великого шелкового пути.
В крепости проживали семьи разного статуса, так как саргатское общество было трехсословным. Два основных сословия – рядовые и аристократия – делились ещё и на ранги, согласно заслугам, профессиональной деятельности, общественному положению. Всего не менее 10 групп. Третьим сословием являлось зависимое население – рабы. Крепость могла быть и форпостом освоения территории и взимания дани, и убежищем, и резиденцией вождя. Но она не смогла противостоять более воинственным завоевателям, нагрянувшим сюда от предгорий Урала во II-I веках до н.э., – представителям кулайской археологической культуры. Кулайцы же не смогли ни наладить торговлю, ни поддерживать крепость в надлежащем виде. Основная их масса переместилась южнее, в более выгодные для проживания районы. А крепость потеряла своё предназначение и постепенно пришла в упадок и запустение.
* * *
Через тысячу с лишним лет, на холме проживало небольшое количество русских людей, скорее всего, новгородцев, основавших торговую факторию, среди преобладающего местного угорского, возможно, и татарского населения…
* * *
Доподлинно известно, что в XIV-XVI веках там было поселение сибирских татар, оставивших нам красивую легенду (записанную историком Г.Ф. Миллером в первой половине XVIII века). Он писал: «В этой местности, на полуденной стороне (от Ермаковой перекопи), не в дальнем расстоянии, есть на ровном низком лугу большой бугор, который, без сомнения, не является естественным, а насыпан руками людей. Он весьма крут и в ширину простирается на 10 саженей, а на верху его есть ровная площадка, имеющая в поперечнике около 30 саженей».
Татары же рассказывают, что бугор этот насыпан девушками, которые наносили сюда землю в своих подолах. Поэтому называют его Касым-Тура, т.е. Девичий город или городок. Из чего явстует, что, по их мнению, в древности на этом бугре было чье-то жилище».
* * *
1585 год. Неподалеку от этого холма, всего в полукилометре от него, на острове реки Иртыш ненастной августовской ночью погиб в бою с частью своей дружины легендарный атаман сибирских казаков Ермак Тимофеевич.
Так что вполне закономерно появление на холме памятного знака метровой высоты из галечника и цемента с погрудным изображением воина-казака XVI века и надписью: «Атаману Ермаку-открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист», 1585-1985, г. Киев». Знак установлен в связи с четырехсотлетием последней битвы Ермака с ханом Кучумом. И заслуга в этом членов научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев» В.Я. Сальникова.
* * *
После них, через 11 лет, на холме высадился десант экспедиции «Аргонавты Сибири», спустившихся на шлюпках от г. Омска по реке Иртыш. Состоял этот десант из учащихся Сибирского кадетского корпуса, сотрудников экспериментального педагогического комплекса «МГиВ» г. Новосибирска и курсантов Омского речного училища. Совместными усилиями они воздвигли на холме девятиметровый Поклонный крест из сибирской лиственницы, освященный в Никольском соборе г. Омска архиепископом Омским и Тарским Феодосием.
* * *
А в 2007 году казаки Вагайской станицы совместно с предприятием «Краснодаравтодорсервис» установили на холме ещё один памятный тур из щебня и черного камня агата, символизирующий могилу первого сибирского атамана Ермака Тимофеевича. В связи с возрождением сибирского казачества стало традицией проводить на холме в день памяти атамана Ермака Тимофеевича (5 августа) панихиду и большой круг Сибирского казачьего войска.
И это мероприятие уже вышло из районной и даже областной границ, так как казаки едут даже из соседних областей, из Уральского казачьего войска.
Справедливости ради нужно отметить, что к месту гибели Ермака «сотоварищи» дорожка проторена и натоптана не одними казаками. Едут сюда и местные жители, и студенты, и школьники, и монахи, и иностранцы, и корреспонденты различных газет, журналов, телевидения, туристы из других областей и краёв. Одни приезжают, чтобы почтить память Ермака Тимофеевича, помолившись у поклонного креста. Другие – увидеть рвы и валы древней крепости, почувствовать течение времени, насладиться великолепным пейзажем, широтой и простором, открывающимися с холма. Третьи, осмотрев Ермаковский холм и его достопримечательности, устремляются половить рыбу на недалёкий берег речки Луговской или к седому Иртышу…
Владимир КРАПИВИН, краевед
Фото автора