Медиакарта
18:04 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Согретые Сибирью - Адрес детства: детский дом

10:12 | 18 апреля 2012
Источник: Наша жизнь

(Окончание. Начало в №№ 7, 12, 13-14, 25 )



И ОЖИВЁТ В ДУШЕ БЫЛОЕ

6 лет воспитывался в детдоме Виктор Евлампьевич Бабинов. Жил он с родителями в Дубынке. Когда началась война, отца забрали в трудармию, а мать бросила их с полуторагодовалым братиком и пустилась во все тяжкие. Мальчики выживали как могли, спали в топке печи, где тепло держалось долго, ели то, что подадут добрые люди. Председатель сельсовета, видя бедственное положение ребят, посадил их на телегу и отвёз в Яровское.

Витя был ребёнком спокойным, послушным, ласковым, и его в детдоме все любили и жалели. Повариха старалась мясной косточкой угостить, кладовщица Анна Семёновна Корпусова брала его к себе домой, и он сдружился с её детьми. Ходил Виктор в любимчиках и у завхоза Леонтия Лукьяновича Морева, впрочем, тот ко всем воспитанникам относился по- доброму. И даже от сурового и строгого директора К.В. Балицкого Вите доставалось меньше других. Но всё, что делали остальные ребята, делал и он: сено косил, дрова пилил, быков пас.

– Мы, детдомовцы, жили дружно, друг за друга стояли горой, – говорит Виктор Евлампьевич.– И потом, когда я приезжал в Яровское, и даже сейчас все, с кем свёл меня детдом, встречают меня как родного.

Получив в детстве трудовую закалку, В.Е.Бабинов всю жизнь, как говорит сам, вкалывал, работал трактористом, водителем. Своё семейное гнёздышко, свою квартирку, в которой тепло и уютно, они с женой Валентиной Дмитриевной ждали долго, ещё дольше – обставляли и обустраивали.

Супруги вырастили семерых детей, помогают поднимать внуков. Сейчас оба уже на пенсии, но никому не в тягость, сами себя всем обеспечивают: садят картошку, выращивают овощи, ягоды, развели большой сад. По характеру бывший детдомовец таким же и остался: сдержанным, покладистым, не умеющим спорить и ругаться. Почти всё детство Валентины Фёдоровны Четвертак прошло в детдомах. Отец её, воевавший во время Великой Отечественной войны, пропал без вести. Мама умерла. И маленькую Валю отправили в Шаблыкинский детдом Ишимского района.

– Поначалу там очень тяжело было, – вспоминает Валентина Фёдоровна. – Жили мы в простом деревенском доме, спали на полу вповалку. Продуктами нас снабжали из Ишима. Бывало такое: с проходящего поезда сбрасывали для нас хлеб в мешках. Но потом всё наладилось, обустроилось. Никогда не забуду, как меня, четвероклассницу, отправляли в Тюмень на пионерский слёт. Сам директор детдома надевал на меня новые ботиночки, а воспитательница завязывала на волосах красивые банты.

Потом Валю перевели в Большеярковский детдом, а когда и его расформировали, то в Яровской. Там девочка жила два с лишним года, училась в 7 и 8 классах.

– Ко мне везде по-доброму относились, но на новом месте жительства мне особенно понравилось, – продолжает рассказ В.Ф.Четвертак. – У детдома было большое подсобное хозяйство, а потому почти все продукты были свои. Воспитанники хорошо питались. Любили ребятишки пить парное молоко и старались не пропустить время доения коров.

Окончив 8 классов, девушка едет в Тобольск учиться на бухгалтера. Кроме напутствий и пожеланий, Вале выдали деревянный чемоданчик, куда она смогла сложить свой нехитрый скарб. Мало того, сшили для неё пальто и одеяло, которое женщина хранит до сих пор – как благодарную память о детдоме.

Свой трудовой путь Валентина Фёдоровна начала в Казахстане, на целине. Потом приехала в Песчаное к старшей сестре. А в 1958 году устроилась на работу в Челюскинцы, где живёт и сейчас. Свой рассказ о тех далёких годах она закончила такими словами:
– Своё детдомовское детство я вспоминаю с теплотой в душе. Я благодарна государству за заботу обо мне. Я была одета, накормлена, получила образование. Воспитатели относились к нам по-доброму, старались, насколько это было возможно, заменить нам родителей, учили только хорошему. Спасибо газете, что написала всё так, как было на самом деле, и дала мне возможность высказать свою благодарность тем, кто сформировал из меня человека.

P.S. Готовя материалы для проекта «Согретые Сибирью», я постаралась собрать о Яровском детском доме как можно больше информации, встретилась или созвонилась со многими людьми. Но, естественно, найти всех, кто имел отношение к этому учреждению, не могла. Однако люди откликаются сами. К примеру, Галина Николаевна Шерстова. Женщина пришла в редакцию к автору этих строк и подала старую пожелтевшую фотографию.

– Я дочь Николая Яковлевича Швецова, который был директором Яровского детдома, – сказала она. – Иногда он брал меня с собой на работу. Я с удовольствием общалась с детдомовцами. Вот и на этом снимке запечатлён момент нашего совместного выхода на природу. Из тех, кто на фото, могу назвать только одного – Бориса Аккая, он в верхнем ряду, второй справа. Больше никого не помню. И рассказать больше, извините, ничего не могу. Мы ведь совсем недолго жили в Яровском, потом уехали в Дубынку. Но статьи о детдоме читаю с удовольствием, вот решила фотографию принести. Если напечатаете, может, кто-то узнает себя, откликнется.

Действительно, если кому-то есть что рассказать о детдоме, дополнить имеющийся материал, звоните, с удовольствием выслушаю.

Автор: Нина РОСТОВЩИКОВА