– Сергей Владимирович, вот уже почти два года вы возглавляете межрайонный ОВД «Голышмановский». Какие перемены произошли за это время в отделе? Изменился ли кадровый состав сотрудников?
– Очень многое изменилось в отделе. Прошла аттестационная комиссия. В Голышманово до этого работали 165 человек, в Аромашево и Бердюжье – по сто человек. После аттестации осталось всего 235 сотрудников. Многие ушли на пенсию, два человека покинули ряды, потому что не прошли аттестацию. Штат сотрудников в девяностые годы был необоснованно раздут. К примеру, когда я в восьмидесятые годы пришёл служить в органы внутренних дел, в Аромашево в штате было всего 34 человека. В настоящее время произошёл рост преступности – за счёт экономических правонарушений. По линии экономики окончено в этом году производство более двухсот дел.
– У всех на слуху последние события в Татарстане, когда в уголовном розыске ОВД был до смерти замучен человек. Министр Внутренних дел Татарстана признал, что в системе произошёл сбой. В рядах сотрудников правопорядка необходимо внедрять принцип коллективной ответственности. Как сделать так, чтобы таких жестоких сбоев не происходило?
– За всё, что происходит в коллективе, несут ответственность руководители подразделений, отдела. В нестабильные девяностые годы было упущено главное – к подбору сотрудника милиции снизились требования. По большому счёту, брали всех, кто приходил устраиваться на работу. И если в наших рядах происходит вот такой сбой, страдают все.
– Какая работа проводится с коллективом в отделе? Приходится воспитывать новых сотрудников?
– Это ежедневная работа и контроль за сотрудниками – как они живут, чем занимаются. Утренний развод, проверка знаний, оружия, документов, состояния здоровья, инструктаж – всё это направлено на обучение и воспитание коллектива. Каждую пятницу – учебный день. Изучаем приказы, распоряжения, нормативную базу. Психологически сложно начинать работать молодому неопытному сотруднику. Требуется несколько лет, чтобы он адаптировался к условиям нашей работы. У нас есть штатный психолог – Татьяна Попова. Она проводит тестирования, беседует с каждым.
– Какие требования предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел?
– Критерии по отбору – здоровье, прежде всего, психологическое состояние. В результате реформирования системы МВД значительно повысилась заработная плата сотрудников, поэтому есть стимул работать лучше, естественно, и требования к каждому сотруднику ужесточились. Повысились требования к образованию. К примеру, при назначении на должность участкового уполномоченного, сотрудника уголовного розыска, следствия и дознания, в ГИБДД необходимо высшее юридическое образование. Сейчас у нас 35 человек имеют высшее юридическое образование, со средним юридическим столько же. Есть сотрудники без юридического образования, просто с высшим или средним. Но каждый при поступлении на работу проходит первоначальную подготовку сотрудника МВД, офицеры обучаются четыре месяца, сержанты – шесть.
– Бывали ли в отделе среди сотрудников случаи, выходящие за рамки закона? Что делать, если сотрудник переступил черту?
– В нашей службе работают самые разные люди – у каждого свой характер. Когда я только приступил к руководству Голышмановским отделом, тогда ещё милиции, произошло преступление. Сотрудник РОВД, окончивший академию, по неосторожности застрелил девушку. Естественно, если сотрудник совершает преступление, он уже не может работать в системе внутренних дел. Парень был уволен. К сожалению, от таких ситуаций никто не застрахован. И для человека – это трагедия. Дальнейшая карьера офицера перечёркнута. Для его товарищей, кто работал с ним, тоже горький урок, которого не должно быть. Нам никто не давал права необоснованно брать в руки оружие, оказывать давление, выбивать силой из человека показания, подбрасывать наркотики или улики – это уже злоупотребление служебными обязанностями. В системе МВД сотрудники не вправе нарушать закон, и подобные действия строго караются. В раскрытии преступлений мы обязаны руководствоваться только знаниями, фактами, неопровержимыми доказательствами. Рукоприкладство в отношении задержанных, подследственных, подозреваемых просто недопустимо. Но Закон о полиции гласит, что полицейские имеют право применять оружие, специальные средства и физическую силу. Когда это необходимо, мы будем применять и применяем. Недавно у нас был такой факт. К сотруднику полиции в вечернее время обратилась соседка, в это время у неё в доме совершалось правонарушение. Он взял своё ружьё, не состоящее на вооружении полиции, по закону это возможно. Он был один, нарушителей – четверо. Сотрудник защитил гражданина и его семью от насилия, выстрелив из охотничьего ружья вверх. Вызвал наряд полиции, преступники были задержаны. Материалы дела впоследствии были направлены в следственный комитет, который дал оценку действиям сотрудника полиции. Состава преступления в его действиях не найдено. Служебная проверка признала применение нетабельного оружия правомерным.
– Сергей Владимирович, на последнем сходе в Усть-Ламенке жители вынесли на обсуждение ситуацию, когда в селе произошла разборка между деревенской молодёжью и сотрудниками полиции. Прокомментируйте, что случилось и кто был наказан?
– В Усть-Ламенке произошёл конфликт между местными жителями и сотрудниками полиции, которые в тот день были в гражданской одежде и не на службе. Позже произошла ещё одна драка. Этот факт зарегистрирован в дежурной части, и по нему возбуждено дело по статье 213 УКРФ – хулиганство. Данное уголовное дело находится в производстве дознания. По окончании его будет принято решение согласно уголовно-процессуальному Кодексу Российской федерации. Будут выявлены виновные – понесут наказание.