Прошло более 70 лет с того страшного дня, когда без объявления войны войска фашистской Германии вторглись на территорию нашей страны. Мир, надежды, мечты людей раскололись на мелкие осколки. Миллионы покалеченных человеческих судеб, десятки, сотни сожжённых деревень, городов, оставшихся в руинах... Уже в первые месяцы войны врагом был взят в кольцо город Ленинград. Для спасения мирного населения делалось всё возможное. Первым делом принято решение вывозить детей, женщин, стариков. Эвакуировались семьи, целые школы, интернаты. И с декабря 1941 года армизонская земля на несколько лет стала для детей-ленинградцев вторым домом. Их разместили в Орлово, Бурлаках, Калмаке, Армизоне. К сожалению, не обо всех детдомах сохранились архивные документы, но кое-что удалось найти, благодаря чему мы смогли, пусть и частично, восстановить картину того времени.
По сохранившимся именным спискам известно, что в д. Бурлаки была направлена группа, где было чуть больше 100 детей вспомогательной школы №7 г. Ленинграда, которой руководила Антонина Викентьевна Филанович. А также об этом есть в протоколах заседаний Бурлаковского сельского Совета от 2 февраля 1943 года, где говорилось о подвозе дров школе, а также интернату. О Калмакском детдоме известно лишь то, что его возглавлял М.А. Галкин, вместе с ним работали педагоги и воспитатели Н.С. Резник, В.А. Симакова, С.М. Шпунт. Есть воспоминания жительницы села В.Ф. Кувыкиной.
-К весне 1942 года в Калмаке был организован детский дом, - писала в газету Васса Филипповна. - Как сейчас помню, это были наши ровесники и их воспитатели, привезённые из далёкого Ленинграда. Истощённые, одетые не по сибирской зиме. Конечно же, их отогрели, отмыли, накормили, помогли с одеждой, кто чем мог. Разместили 100 детей в школе, на месте которой сейчас стоит клуб...
В село Армизонское прибыли ребятишки двух самостоятельных школ - №167 и 168, объединённых в одну. Е.И. Ушакова, директор одного из интернатов, подробно описала в своём дневнике их приезд.
-Эшелон №158, которым мы следовали из Ярославской области до ст. Омутинская, во главе с начальником И.В. Калининым, прибыл 2 декабря 1941 года, - пишет Евгения Ивановна. - Нас встречали представители Райкома партии, РОНО и комсомольцы Армизонского района. В течение недели дети переправлялись на машинах за 80 км до пункта назначения. Уже в Армизоне ребят разместили в районном клубе, который был предоставлен для постоянного местопребывания. В первую очередь всех накормили, вымыли в бане.
Больше двух недель ленинградцы находились в пути, за время следования численный состав неоднократно менялся — кого-то забирали родители, родственники, кого госпитализировали, другие, наоборот, присоединялись. В итоге с двух школ прибыло 224 ребёнка — четверо ясельников до 3-х лет, 12 — дошкольников и 208 - школьного возраста, одна из них - глухонемая девочка - не обучалась. Со школами прибыли 18 матерей с 30-ю детьми, 15 из которых жили в интернате, остальные с родителями на стороне.
«Размещены дети сначала были только в клубе, - читаем в записях директора. - Местные организации просчитались, когда предложили для всех одно помещение. Скученность, отсюда - грязь, невозможность повернуться, пройти, заставили нас бить тревогу и просить дополнительной площади. С большим трудом получили два интерната здешней средней школы, куда и вывели 31ребёнка. В клубе всё равно тесно — топчаны сдвинуты почти вплотную, в комнатах негде поставить столы, скамейки и стулья.
Под изолятор сняли старую тесную хату, едва втиснувшую 5 топчанов. Отдельного помещения для приёма врач не имеет. Осмотр и амбулаторное лечение проводит в жилых комнатах интерната. На просьбу выделить нам ещё жилплощадь в Армизоне, местные власти и партийные организации отказали — свободных помещений нет». Благодаря сохранившимся отчётам Е.И. Ушаковой, знаем, что при интернате имелись кухня, столовая, где ребятишкам выделили угол для игр и приготовления уроков. В селе была общественная баня, а при ней парикмахерская. Сотрудники интерната, кроме директора, повара и уборщицы, размещались в селе. Евгения Ивановна писала, что основное здание интерната требует капитального ремонта, а в двух других филиалах проблема с полом. Всего имеется 16 печей и 7 плит, для отопления которых с января по май включительно необходимо 1000 куб. м дров. Но с их доставкой РайЛесЗаг справлялся плохо.
Освещались комнаты керосиновыми лампами-коптилками без стёкол, не хватало 54 топчана, некоторым детям приходилось спать втроём на двух. Постельных принадлежностей, кухонной посуды тоже было недостаточно. Стоимость питания на одного ребёнка в день составляла более двух рублей. Все денежные операции проводились через отделение Армизонского Госбанка, но не всегда в срок...
Евгения Ивановна делилась с бумагой всем, что её волновало. Прежде всего, это медицинское обслуживание, санитарное состояние помещений. И здесь им пришлось столкнуться с проблемами. Так как дети болели, и чаще всего желудочными заболеваниями, гриппом, то требовались медикаменты и достаточное количество кипячёной воды. Но, к сожалению, снабжение было недостаточное, так же как и мылом, поэтому даже бельё стирали зачастую только одним щёлоком.
Здесь, как и в других детских домах, дети плохо обеспечивались одеждой и обувью.
«В Армизоне есть мастерская по ремонту обуви, - пишет директор, - но в ней нет починочного материала... Бельё и одежду чинят обслуживающий персонал и дети. В Омске приобрели 30 платьев и 62 шапки...
По приезду в Армизон бывали случаи продажи и обмена детьми личных вещей и принадлежащих интернату, но благодаря вмешательству милиции всё удалось вернуть. В связи с этим проводились специальные профилактические мероприятия как среди воспитанников, так и населения...»
И несмотря на трудности, интернат жил своей жизнью по составленному распорядку дня, учебно-воспитательному плану. Директор, воспитатели, учителя принимали участие в судьбе каждого ребёнка, старались сделать каждый день как можно интересней, насыщенней. В помощь взрослым действовал Совет интерната из 7 человек. Они помогали организовать комиссии: культурно-массовую, санитарно-бытовую, учебную, трудовую (хозяйственную), редколлегию. Последняя выполняла полезную функцию. Через стенгазету можно было упрекнуть нерадивых или похвалить достойных. Дети занимались в различных кружках. Особое внимание воспитатели уделяли переписке с родителями и родными. За дошколят это делали их наставники...
Конечно, подобные учреждения всегда подвергались проверкам и контролю, составлялись акты, где в письменной форме отмечались недоработки, замечания. Иногда приходилось перестраиваться на ходу, чтобы добиться нужного результата...
Самое важное то, что люди, отвечающие за этих детей, справились с поставленной задачей — сберегли маленькие жизни. За что им земной поклон...