В нашем районе живет и работает писатель Николай Ольков. О выходе его новых книг наша газета сообщает регулярно. И вот радостная новость: вышла из печати и поступила заказчику - районной администрации - книга очерков истории Бердюжского района под поэтическим названием «Синеокая сторона». Наш корреспондент обратился к автору с просьбой прокомментировать это событие и рассказать о своей работе.
-Все, кто интересуется историей родного края, знают, что о такой книге мы мечтали давно. Я живу в районе около тридцати лет, и, похоже, проект существовал уже в то время. Но дело это довольно сложное.
Когда мне предложили заняться этой работой, после долгих сомнений сказал главе района Николаю Теньковскому о единственно возможном варианте: мы пишем книгу человеческих судеб на фоне событий районного и всенародного масштаба. Николай Владимирович согласился с проспектом, началась работа.
-Но и при этом книга все равно остается исторической в основе?
-Канва - безусловно. Было заселение наших мест, развивались села, люди воевали за Отечество в нескольких войнах. Революция и ее последствия: гражданская война, крестьянское восстание против коммунистов, коллективизация. Это вехи, событийный ряд, но мы не проводили обстоятельного анализа этих событий, а находили в них наших земляков. Через судьбу твоего прадеда и деда или просто земляка события становятся ближе и понятней. На историческом фоне вышиты узоры человеческих судеб.
Хотя книга не лишена некоторых исторических находок. Например, мне удалось найти еще более раннее упоминание Бердюжья в документах, чем обозначенная на въезде в село дата основания: 1758 год. Исследователь Сибири Петр Андреевич Словцов (его именем назван Тюменский областной краеведческий музей) писал в «Историческом обозрении Сибири»: «Где же конкретно лежала линия от Омска к Уралу? Трудно обозначить годы и передвижные точки, когда и где запала... Достоверно можно утверждать, что пограничная струя около 1743 года текла вниз по Иртышу к Омску, потом от Чернолучья бежала на Абацкую и Коркину слободу, далее чрез Бердюжью на Лебяжью к форпосту Утяцкому» (книга первая, период третий, глава четвертая). Следовательно, в 1743 году Бердюжье уже существовало. В науке установлено, что датой возникновения населенного пункта считается наиболее раннее упоминание его в документах, на сегодняшний день у нас есть все основания считать годом рождения села именно 1743 год.
К ранее известным толкованиям этимологии (происхождения) названия нашего села добавилось еще одно. По моей просьбе изучением слова «бердюжье» занимались профессора Санкт-Петербургского института Востоковедения РАН Станислав Михайлович Прозоров и Лилия Юсуфжановна Теюшева. Они пришли к выводу, что название местности могло произойти от очень распространенного среди тюркской знати имени Берды, которому принадлежали эти земли, они назывались Бердыевыми, позже слово уже в рамках русского произношения трансформировалось в Бердюжье.
-Вы сами признаете, что не являетесь коренным бердюжанином, но давно живете и работаете в районе. Какие страницы его истории вам наиболее дороги и кто из людей близок?
-Меня потрясли материалы, связанные с крестьянским восстанием 1921 года, раньше оно называлось кулацко-эсеровским мятежом. В конце 1920 года поборами продовольственной разверстки сибирского мужика, лишенного самого святого - хлеба, -довели до бунта. Восстание вспыхнуло в феврале 1921 года, когда стали выгребать семенное зерно. Бунт бессмысленный и беспощадный, жестокость и непрощение с обеих сторон, а ведь и те, и другие - русские люди, часто односельчане, даже родственники. Впечатление было столь сильным, что я вернулся к этой теме и написал повесть «Гриша Атаманов». Григорий Данилович Атаманов, уроженец села Смирное ныне Казанского района, руководил Ишимским народным фронтом, имел ставку в Окунево, своими же обвинен в измене (повстанцы стали терпеть поражения и искать крайних), казнен в Уктузе в начале апреля 1921 года. Ему шел 24-й год.
В книге, так или иначе, названы тысячи имен наших земляков, иногда известных, иногда вновь открытых. Впервые развернуто поданы материалы альбома Антонины Михайловны Поповой, хранящегося в районном архиве. Есть воспоминания Александра Васильевича Победоносцева, бывшего директора Уктузского совхоза, материалы о природе нашего края, стихи наших поэтов. Опубликованы беседы с несколькими руководителями района, в том числе рассказано о Тимофее Евстифеевиче Пахотине, Викторе Ивановиче Ерофееве, Анатолии Максимовиче Телегине. Показаны все двенадцать кавалеров ордена Ленина, самой высокой награды Советского Союза. В книге более 150 иллюстраций. Конечно, несколько строк отведено моему духовному наставнику Тимофею Павловичу Кузину.
-За эти два года вы что-то еще написали, кроме «Гриши Атаманова»?
-Написал и издал две книги - «И ныне и присно», «Глухомань». Это повести. В первой показана большая жизнь поляка Бронислава Лячека и его необъяснимая любовь к княжне Анастасии, младшей дочери императора Николая Второго, казненной вместе со всеми родными в ипатьевском доме в Екатеринбурге душной ночью 1918 года. Признаюсь, очень неожиданная для меня вещь, трудная, но я горжусь. «Глухомань» - повесть о том, как «реформировали» деревню в девяностые годы, это почти наш район.
«Гришу Атаманова» помогут издать Бердюжский и Казанский районы, тем более, что в следующем году 90 лет тем событиям. Готов к изданию сборник рассказов, но тут снова проблема с финансированием. Книжка будет посвящена 100-летию моего отца Максима Павловича, названа «Черемухи цвет» по одноименному рассказу, очень мне дорогому по чувствам, а не по фактам, хотя, я знаю, кое-кто воспринимает это по-другому.
-Где можно прочесть ваши книги?
-Все они имеются в районной библиотеке, по крайней мере, я дарил. Двадцать моих книг есть в областной научной библиотеке, это я определил по электронному каталогу.
-Спасибо за разговор. Желаем вам творческих удач.