Медиакарта
22:44 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Значение фольклора в воспитании детей

Значение фольклора в воспитании детей
10:37 | 20 апреля 2012

Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. Это сокровище не только народной поэзии, прозы или музыки, но и народной педагогической мысли.

Всё начинается с поэзии пестования - колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять», «убаюкивать» означает не только «говорить», «уговаривать», но и «заговаривать». Байкой уговаривали ребенка поскорее уснуть. Колыбельные песни - это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде.

Достоинство народной поэзии состоит в ее простоте. Короткие, хорошо запоминающиеся ритмичные тексты, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент. Даже самые обыкновенные потягушки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво (что очень важно при достижении эффективности воспитания) к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел необходимую «музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.

Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребенка, то потешки уже не только развлекают, но и передают нравственные основы. Например, сорока наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: «За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил».

Не меньшее значение имеют загадки, развивающие сообразительность, смекалку, образное мышление. Добавим к этому еще и пословицы и поговорки, которые также с детских лет наставляли, приобщали к неписаным законам народной этики, и мы получим представление о значении фольклора в эстетическом и нравственном воспитании детей.

Что касается пословиц и поговорок, то данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания в детях патриотического чувства. Именно пословицы и поговорки в ненавязчивой форме рассказывают о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, свое Отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина. Например, «Чти отца и мать - не придется тебе горевать», «Без матери и солнце не греет» и др.

Именно в фольклоре отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причем представлены они в художественной форме.

В народном творчестве проявляется основная особенность нации - общность. Так, например, по всей России распространены одни и те же сказки, песни и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы, важные для всего народа.

Русский фольклор глубоко патриотичен. Русь неоднократно подвергалась нападениям иноземцев: татаро-монголов, шведов, французов. Народ заботился о защите Родины. В его устном народном творчестве отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость.

Национальное своеобразие русского фольклора ярко проявилось в идее единства Русской земли. В сказках, былинах, песнях присутствует образ родной земли. Создается этот образ при помощи разнообразных средств.

В былинах важную роль выполняют образы могучего Днепра, Ильмень-озера, Белого моря, в песнях - Волги-матушки, Тихого Дона.

Действие в фольклорных текстах обычно разворачивается в определенном месте Русской земли:

Ой, вы, горы, горы Воробьёвские…

Ох, ты, степь, чисто поле, степь Саратовска…

Как за реченькой за Камышинкой…

Поэтически характеризуется русская природа. Причём из текста понятно, что природа именно русская, так как присутствуют чистое поле, береза, калина. Так же поэтически говорится и о русских городах. В былинах: «Новгород - славный и великий», «Чернигов - славный», «ах, ты, батюшка, Ярослав-город…». В русских песнях, сказках, былинах воссоздаются картины народного быта и обрядов, жизненной обстановки.

Русский народ представлен обобщённо: «русский люд», «народ», «мужики черниговски», «крестьяне православные». Или в образах отдельных персонажей, которые не имеют имен (мужик, солдат), или носят распространенные в русском народе имена (Иван), а также имена древние, народные (Добрыня, Садко, Святогор, Забава).

Герои былин - богатыри святорусские, защитники Родины - имеют некоторые отличия от героев фольклорных произведений других народов. Богатыри в русском фольклоре не дают врагам захватить Русскую землю, а герои зарубежного фольклора сражаются с иноземцами, уже захватившими их родную землю. Это говорит о силе русского народа.

Значение фольклора в системе патриотического воспитания переоценить трудно. С народной культурой, народным творчеством ребенок знакомится с самого рождения. Далее в процессе игры дети узнают о жизни своих предков и быте, о героях и битвах с врагами, о стремлении людей защищать свою Родину от врагов.

Фольклорные средства являются универсальными, поскольку они ненавязчиво показывают ребенку примеры поведения настоящего гражданина, патриота.

Автор: Валентина Коморко, воспитатель д/с «Березка» с. Уват
Теги: семья