В результате психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, установлено, что именно в период дошкольного возраста у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит формирование гендерной идентичности.
Под «гендером» понимается социальный пол ребёнка, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.
По мнению ученых, девочки превосходят мальчиков в мимике и жестах, а мальчики лучше ориентируются в пространстве. У мальчиков выше математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы. Они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики - с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков - среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков - зрительное восприятие и так далее.
Однако, ученые считают, что здесь много спорного, проблематичного и неясного. Единодушны лишь в одном - гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.
Так в чем же различия детей того или иного пола? Назовем некоторые из них.
-
По показателю роста наблюдается преимущество мальчиков, но более раннее созревание - у девочек.
-
Существуют различия в моторике девочек и мальчиков, которые важно учитывать в процессе обучения, но при этом не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона, «подгоняя» к нему другой.
-
В раннем детстве мальчики лучше различают желтый и зеленый цвета, а девочки - красный и фиолетовый.
-
В возрасте 3-4 и 5-9 лет девочки превосходят мальчиков в зрительно-пространственных способностях.
-
В старшем дошкольном возрасте отмечается превосходство девочек в произвольном внимании.
-
В речевых способностях и интересе к занятиям обнаруживается превосходство девочек.
-
Мальчики эмоциональны так же, как девочки, но стремятся скрывать свои эмоции и превосходят девочек по открытой физической агрессии.
-
У мальчиков более устойчива самооценка.
-
Стремление отделиться от противоположного пола появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков - на четвертом.
Очевидно, что существуют неоспоримые факты различий между девочками и мальчиками, которые не должны оставаться незамеченными родителями и педагогами.
Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему природой, если мы хотим воспитывать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
В связи с этим для воспитателей первоочередной задачей является дифференцированный подход к девочкам и мальчикам как при общении с ними, так и при организации различных видов деятельности и в повседневной жизни.
Например, на занятиях по изобразительной деятельности создаются условия для того, чтобы девочки и мальчики могли выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при организации занятий рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает на 1,5 года от кисти руки девочки.
Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т. п. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т. п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Взрослые не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают.
Из всего сказанного несложно сделать вывод о том, что при воспитании ребенка-дошкольника в семье и в образовательном учреждении обязательно надо учитывать проблемы, связанные с формированием у детей гендерной идентичности.