Медиакарта
4:23 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Отдушина сердечная, дело прибыльное

Отдушина сердечная, дело прибыльное
08:27 | 23 апреля 2012
Источник: Трудовое знамя

Густой, влажный запах от талой воды и отогревающейся на солнце земли действует, как запах моря, кружит голову, заставляя кровь бежать сильнее, а сердце биться чаще… Весна.

В одном из загонов жмутся к кормушкам годовалые стригунки. Рядом, в более просторной загородке, выгуливаются кобылы с молодняком. Жеребята затеяли скачки, носясь друг за дружкой и смешно упираясь передними копытцами у самых прясел. Щурясь от яркого солнца, Николай нет-нет да и поглядывает в даль, подёрнутую сизоватой дымкой. Скоро придёт пора выгона скота на пастбище.

«Каково дерево, таков из него и клин, каков батька, таков и сын», – говорят в народе. Сын от отца – Николая Ильича Саросеко – много добрых качеств перенял, одно из которых – пристрастие к разведению лошадей.

– Мне 27 лет, должно же быть у меня уже какое-то своё дело! – рассуждает Николай Саросеко. – Мы с отцом партнёры по бизнесу, помогаем друг другу. У него свой табун лошадей, у меня – свой. Помимо коней имею ещё откормочный гурт молодняка крупного рогатого скота. Какое-то время работал в Тюмени каменщиком в бригаде на стройке. Не понравилось, решил с коллективной, общественной работой распрощаться. Такая, видно, у меня натура – надо каким-то своим делом заниматься, только тогда мне интересно. С детства мечтал разводить лошадей. Теперь у меня такая возможность появилась.

Раньше старший Саросеко трудился конюхом. Николай часто прибегал к нему на работу, помогал. Сметливый парнишка быстро уловил что к чему. Перво-наперво в конюшне должен быть порядок. Лошади грязь не переносят. После ночи – поение, потом нужно задать овёс, тут тоже надо знать меру. Затем раздать сено. Если оно качественное, с зеленцой, то за переборками будет только хруст стоять и объедьев почти не останется. Нравилось Николаю наблюдать за лошадьми, за их повадками. С тех пор и зародилось нежное отношение к умным и гордым животным. Они неприхотливы, немалую часть времени проводят на пастбище. А в этом тоже есть своя прелесть. Луга в окрестностях Красивого подстать названию деревни – красивые, привольные. Умудрённый жизненным опытом, Николай Ильич поддержал стремление сына заняться коневодством. «От лени всякая скука, каждый поклон – наука! Нравится дело, берись за него смело», – таков был его совет.

Приобрёл Николай «на развод» жеребца-кабардинца, полукровку. И пошло дело по возрастающей. Понемногу стал раскручиваться, поголовье коней увеличивать. Сейчас в табуне насчитывается уже 35 лошадей. На добрых коней покупатели находятся, бизнес этот продвигается успешно. И дело тут не только в доходах. Как ни крути, а коневодство – отдушина сердечная, приносящая не только финансовое, но и душевное удовлетворение.

Весна приносит с собой новые заботы. Николай по всему району ездит, закупает у населения бычков на доращивание. До самого снега они находятся на выпасах, потом в стойловый период с подкормкой концентратами набирают солидный сдаточный вес. У местных как-то не принято торговлей заниматься, не крестьянское вроде это дело. Но жизнь заставляет менять устои.

– Мясо в Ишим на рынок отвожу, там постоянные клиенты уже ждут. На упитанный скот цена нормальная, и она существенно отличается от той, которая на перерабатывающем предприятии установлена. Так что я занимаюсь прибыльным делом. За год через мою откорм-площадку проходит около 100 голов скота. Сейчас на откорме стоит порядка 30 голов молодняка. Сбытом начал заниматься перед Новым годом и вплоть до февраля по два раза в неделю ездил в Ишим, – увлечённо рассказывает о своём отлаженном производстве Николай Саросеко. – В складчину с отцом приобрели новый пресс, производительность его высокая. До семи центнеров сена может набить в тюк. Теперь с заготовкой кормов горя не знаем. Прошлым летом на сенокосе напрессовали 350 тюков. Зимовку скота успешно провели.

Селяне, досконально знающие тяжёлый крестьянский труд, не желают такого хомута и обузы своим сыновьям. Но какая участь, судьба лучше? Тяжёлое, трудное, однако родное и своё деревенское счастье, или более комфортная, но серая и чужая городская жизнь? Ответ на этот непростой вопрос у Николая Саросеко свой есть. Малую родину он ни на какие чужие края не променяет. Здесь он крепко стоит на ногах благодаря труду, упорству, хорошему сибирскому упрямству, любви к родной земле. Не нужно ему счастья иного.

Фото Алексея ШАЦКИХ

Автор: Ольга АНОХИНА