Медиакарта
20:35 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

19 мая - День рождения пионерской организации

Пионерское детство

В последние годы в педагогике, в воспитательной работе и вообще в образовании вводится так много новшеств, в которых нового практически нет ничего, кроме иностранных и «искусственных» названий, не приживающихся ни в школе, ни в детском коллективе.

Стоит ли ломать голову над инновациями в образовании, ведь уже есть огромный положительный опыт того, на чём держалось школьное воспитание и образование? Через десятки лет после окончания школы, имея внуков, пройдя через множество жизненных испытаний, люди с благодарностью вспоминают своё пионерское детство и то, какую огромную роль в становлении их личности и выбора жизненного пути сыграла пионерия. А о чём будут вспоминать современные школьники через десяток лет после окончания школы?

Сегодня мы беседуем с одной из активисток пионерского движения в Красноярской школе в семидесятые годы Людмилой Александровной БЕЛКИНОЙ (Медведевой).

- Людмила Александровна, в конце семидесятых Вы возглавляли пионер-скую дружину Краснояр-ской школы. Что входило в Ваши обязанности?

  • Два года я являлась председателем совета дружины, в который входило много секторов: учебный, культурно-массовый, спортивный, хозяйственный и другие. Ежемесячно ответственные за сектора докладывали на совете о том, что было сделано из запланированного, какие мероприятия проводились. В школе регулярно проходили пионерские линейки с торжественными маршами и выносом знамени. Причем у каждого отряда были свое название, девиз, речёвка, песня, флаг. В каждом отряде выбирался барабанщик и горнист. Отряды делились на звенья по пять человек. Если отряд отличился в каком-либо деле, его награждали звездочкой или переходящим вымпелом. Обязательной была военно-строевая подготовка. За право носить имена пионеров-героев, героев-комсомольцев, героев Советского Союза отряды боролись, стараясь лучше и добросовестнее учиться, как можно больше сделать хороших дел. А нашим главным трудом, безусловно, была учёба.

- Чем жила пионерия и как была организована жизнь пионеров?

  • Из праздников наиболее значимыми были пионерские костры в День пионерии, включавшие спортивные состязания, исполнение военно-патриотических песен. Дважды в год проходила спортивно-военизированная игра «Зарница» - обязательно 23 февраля и летом. Также проводились маёвки на 1 Мая в виде военно-патриотических игр. Самые отличившиеся пионеры ездили на районные пионерские слеты в с. Уват.

Стоит отметить и высокий уровень школьной художественной самодеятельности. В школе существовал детский хор, ежедневно проводились репетиции, пели почти всей школой на переменах и после уроков. Часто выступали на различных мероприятиях и концертах. Руководил хором учитель музыки Василий Иванович Баженов, ветеран Великой Отечественной войны, участник парада Победы на Красной площади в июне 1945 года. Василий Иванович сам прекрасно пел и превосходно играл на нескольких музыкальных инструментах. Много военных и строевых песен было в нашем репертуаре, хор ездил на районные мероприятия, без нас не проходил ни один концерт в сельском ДК. Запевалами были Лиза Каменева и Света Захарова, а одной из любимых песен была «Крейсер Аврора».

- Кто из пионеров запомнился Вам своей активностью?

  • Активность проявляли практически все, но наиболее запомнились своим стремлением и умением проявить лидерские и организаторские способности Вера Токарев-ских, Марина Ососова, Татьяна Яркова, Павел Багин, Александр Ососов, Лариса Медведева, Анна Максимова, Надежда Преснецова, Надежда Баклаева, Нина Злыгостева, Галина Мусихина.

- Какие яркие события из пионерской жизни Вам чаще всего вспоминаются?

  • Это, безусловно, трудовое лето и трудовые лагеря во главе с Валентиной Семёновной Ососовой и Любовью Алексеевной Толстогузовой.

При школе был организован лагерь труда и отдыха с круглосуточным пребыванием в помещениях школы и интерната. Были также и палатки. Работали на пришкольном участке, начиная с четвертого класса. Ребята постарше ездили на посадку капусты в д. Морозовка. Каждый день - полив, в жару - два раза в день. Также при школе были парники, где садили огурцы и помидоры. На школьных участках работали месяц.

Работали мы ещё и в совхозе: собирали колоски, убирали турнепс, копали картофель. Все заработанные деньги шли на школу, на приобретение оборудования. Активистов награждали путевками в тюменские пионер-ские лагеря, в «Орлёнок», в зимние каникулы от совхоза вывозили бесплатно на экскурсии в города-герои.

Совхоз организовывал шефство над школой, проводились различные мероприятия, вечера по профподготовке, экскурсии на совхозные предприятия, где рассказывали о профессиях, которые необходимы для села и сельского хозяйства. Этим с нами занимались Т.Г. Белкина и А.В. Нестерова. При совхозе организовывались специальные факультативы: мальчишки изучали машины и трактора, девчонки ходили на занятия операторов машинного доения.

Школьные агитбригады выступали на фермах, выезжали с концертами на поля во время уборочной и посевной. И все это было включено в план пионерской дружины. В школе - ежедневные спортивные занятия, утренняя зарядка, один раз в неделю - политинформация, еженедельные вечера. А ещё нам нравилось ходить в походы.

- Людмила Александровна, что лично Вам дала пионерия?

  • В первую очередь, пионерская организация научила дисциплине, быть ответственным, не только брать, но и давать. Очень важно, что для нас было радостью оказывать бескорыстную помощь нуждающимся, престарелым людям. Мы кололи дрова, носили воду, чистили зимой дорожки, для совхоза заготавливали золу, кормовые веточки - хвойные и из тала, собирали и сушили крапиву, березовые почки, лекарственные травы. Регулярно собирали металлолом и макулатуру. Мы не думали о деньгах, главным были помощь, труд, стремление улучшить действительность.

Пионерия дала мне чувство коллективизма, сплоченности, ведь всех объединяло одно общее дело, поэтому классы были очень дружными. И эту дружбу мы поддерживаем до сих пор, спустя не один десяток лет после окончания школы.

Сергей БАБКИН,

учитель истории МОУ «Красноярская СОШ»