Медиакарта
1:59 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Второе дыхание»

«Второе дыхание»
11:58 | 19 мая 2010
Источник:

Александр Озерец: «Мы далеко продвинулись в сотрудничестве с Тюменской областью»

Владимир ГРАННИК (фото автора)

Продолжает набирать обороты процесс укрепления торгово-экономических отношений между Белоруссией и нашим регионом. Он обрёл «второе дыхание» полгода назад, когда в братской республике побывала делегация деловых кругов Тюменской области.

После этого визиты последовали один за другим – как тюменцев в Белоруссию, так и белорусов в Тюмень. Вот и в конце апреля в областном центре побывала представительная делегация министерств, ведомств и деловых кругов Республики Беларусь во главе с министром энергетики Александром Озерцом.

Трёхдневная программа пребывания белорусской делегации в Тюмени была крайне насыщенной. Гости побывали на ряде предприятий – ДОКе «Красный Октябрь», фанерном комбинате, в ЦУМе и других, провели в отеле «Тюмень» совместный круглый стол с дилерами, через которых осуществляются поставки белорусской продукции в Тюменский регион, их принимали глава города Евгений Куйвашев и губернатор области Владимир Якушев.

Полгода – срок в принципе небольшой. Но уже можно говорить о конкретных, осязаемых результатах активизировавшегося взаимодействия. По улицам Тюмени «бегают» два новеньких автобуса МАЗ – это первые ласточки в большой партии этих машин, которые поступят с Минского автозавода уже в нынешнем году. Город готов принять как минимум 150 автобусов... Факт из того же ряда: в торговую сеть ДОКа «Красный Октябрь» поступила на продажу первая партия мебели из Бобруйска. Тюменцы живо оценили достоинства белорусской мебели – первый гарнитур был продан меньше чем через час после того как был выставлен в торговом зале...

Разумеется, есть проблемы и трудности, влияющие на скорость процесса. Цены, условия, сроки поставок, согласование ассортимента и т.д. – это всё вопросы, которые не всегда решаются одномоментно и гладко. Но благодаря тому, что обе стороны настроены на конструктивный диалог, на максимальный учёт взаимных интересов, терпеливый поиск компромиссов, шероховатости и острые углы сглаживаются, недоразумения сходят на нет, находятся решения, которые устраивают всех. Можно привести пример, прозвучавший на «дилерском» круглом столе. В линейке продукции МТЗ появились очень перспективные модели энергонасыщенных тракторов. Всё бы хорошо, вот только купить запасные части к этой новой технике невозможно – их просто нет. Понятно, что это такая ситуация, которая способна серьёзно повлиять и на уровень сбыта самих тракторов. Присутствовавшие на встрече за круглым столом представители завода заверили, что проблема будет снята с повестки дня в самое ближайшее время.

Представитель завода «Могилёвлифтмаш» рассказал о другой проблеме, которая заключается в негласном давлении на власть российских заводов, чтобы та не пропускала на тюменский рынок «иностранцев» с их лифтами. Лоббисты педалируют тему поддержки российских производителей. Конечно, они могли бы «давить» другим способом – улучшая качество своих лифтов, чтобы те были не хуже могилёвских. Но предпочитают идти более лёгким путём... Тюменская дилерская фирма могилёвского завода поступила следующим образом: инициировала создание совместного тюменско-белорусского предприятия по производству лифтов. СП начнёт работать буквально в ближайший месяц. Это предприятие получит статус российского – и у лоббистов будет выбита почва из-под ног.

Создание СП, как было неоднократно отмечено в ходе апрельского визита белорусов в Тюмень, имеет не один, а много плюсов. К примеру, исчезают барьеры для получения льготных кредитов. Дело в том, что кредитовать «иностранцев» в России законодательно запрещено. Оно как бы и правильно – Белоруссия не Россия, но, с другой стороны, не совсем понятно, поскольку мы «без пяти минут» единое Союзное государство. Впрочем, сейчас не об этом речь. Создание совместного предприятия уже сегодня снимает все подобные препоны и позволяет такому предприятию пользоваться рядом льгот, в том числе по кредитам и налогам. От скорого преобразования выиграет и Тюмень – приобретение лифтов (а они требуются в больших количествах) будет обходиться городской казне в заметно меньшие суммы.

В ходе визита неоднократно звучала тема консигнационных складов – неотъемлемого и весьма важного звена при создании товаропроводящей сети. Поначалу эта проблема представлялась крайне сложной, едва ли не невыполнимой, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Но теперь можно сказать, что в конце тёмного тоннеля забрезжил свет. В ходе встреч белорусов и тюменцев от местных предпринимателей поступил целый ряд предложений использовать имеющиеся у них складские помещения в качестве консигнационных для хранения и дальнейшей отгрузки белорусских товаров. Одно из самых «симпатичных» предложений – использовать в этих целях склады ДОКа «Красный Октябрь». По словам генерального директора предприятия Владимира Артановского, солидная площадь имеющихся складских помещений позволяет без проблем выделить столько квадратных метров, чтобы хватило по крайней мере на ближайшее время. Естественно, обсудили и перспективу, когда «ближайшее время» минует. Что тогда? Окончательного решения по этому поводу не принято. Судя по многим услышанным высказываниям, обе стороны склоняются к тому, что через год-два-три надо будет заняться строительством консигнационных складов. Причём с таким размахом, чтобы складских мощностей хватило на обслуживание не только Тюменского региона, но и соседних. Таким образом, Тюменская область может взять на себя роль некоего «консигнационного центра» по продвижению белорусской продукции за Урал...

В заключение – эксклюзивное интервью, которое дал «Тюменской правде» министр энергетики Республики Беларусь Александр Озерец.

– Александр Владимирович, какие цели ставила возглавляемая вами делегация? Насколько, по вашему мнению, они оказались достигнуты?

– В планах Беларуси – добиться значительного увеличения поставок белорусских товаров в Тюменский регион. Уже в этом году – почти на треть в сравнении с 2009 годом. Если смотреть на торговый оборот в целом – он высокий, более восьми миллиардов долларов. Но дело в том, что основную, львиную долю в этом товарообороте составляют углеводороды. А за них нужно, понятно, рассчитываться. А чтобы рассчитываться, мы должны зарабатывать деньги за счёт сбыта товарной продукции... Отсюда и стоящая перед страной задача – максимально использовать возможности по поставкам продукции в Россию. Естественно, к взаимной пользе...

Белоруссию, как вы знаете, называли, и небезосновательно, сборочным цехом в нашей когда-то общей стране. Практически кооперация и на сегодняшний день сохранилась где-то процентов на восемьдесят с российскими субъектами хозяйствования. И тот товар, который мы частично закупаем в России, чтоб производить нашу продукцию, тоже требует расчёта. Поэтому и визиты делегаций во все области и регионы Российской Федерации нацелены на то, чтобы увеличить долю нашего экспорта.

Если говорить об этом нашем приезде в Тюменскую область... Конечно, мы серьёзно продвинулись в нашем сотрудничестве. Совершенно очевидно, что можно плодотворно работать и получать хорошие результаты. Мы определили четыре основных направления – по линии Минпрома, Беллесбумпрома, Беллегпрома и частично Министерства архитектуры и строительства – и продвигаемся по ним достаточно динамично. Говорить о чём-то более детально, называть какие-то конкретные цифры, на мой взгляд, пока рано. Можно говорить, конечно, что начались реальные поставки по отдельным позициям. Но это лишь первые шаги... Сейчас идёт кропотливая работа над составлением новых договоров, согласовываются цены, чтобы это устроило обе стороны. Думаю, что через месяц, максимум полтора можно будет говорить о конкретных результатах и конкретных суммах.

– Существуют ли проблемы на пути развития торгово-экономического сотрудничества между Республикой Беларусь и Тюменской областью? – Видите ли, любой рынок, если он заполнен... Чтоб туда зайти, надо найти свою нишу, а это достаточно сложно. Мы должны показать свой товар лицом, доказать, что это достойный конкурент другим аналогичным товарам и по качеству, и по цене. Этим мы и занимаемся, обкатываем какие-то конкретные позиции. К чему-то подошли уже вплотную... То, что уже поставлено тюменцам, это как раз и есть опытные, «обкаточные» образцы. Испытания пройдут успешно, пойдут массовые поставки, тогда можно будет говорить о состоявшихся сделках, как в количественном, так и в денежном выражении.

Главное, что мы находим понимание. А раз находим понимание, то сможем снимать любые проблемы на пути укрепления экономических и торговых связей между Республикой Беларусь и Тюменским регионом.

НА СНИМКЕ: белорусской делегации демонстрируют мебель из Бобруйска – она заняла своё законное место в фирменном магазине ДОКа «Красный Октябрь».