В полдень запрыгают, запляшут искринки капели, закачаются опьяневшие от весеннего ветра деревья в палисаднике. В дали за селом, над «голубой нивой» копятся уже молочные туманы, на озере плавится лёд под натиском солнечных лучей. Заповедные таволжанские места дышат спокойствием и безмятежностью. В такую пору разве усидишь дома! Так и тянет на улицу подышать весенним воздухом, выполнить кое-какие хозяйственные работы, которых день ото дня всё больше.
Самодельное техническое устройство словно ждало прикосновения трудолюбивых рук своего владельца. Выпустив голубой дымок, торопливо заворчал запущенный двигатель. Парк «самоделок», восстановленных машин различных модификаций у Владимира Кузьмича Яркова богатый.
– Какой банк даст мне миллионный кредит для покупки нового трактора? По моим доходам я могу рассчитывать лишь на получение 150 тысяч рублей кредитных ресурсов. Такой суммы и на приобретение рулонника не хватит. Обхожусь пока тем, что есть. В прошлом году вместе с женой помаленьку, потихоньку сено накосили и вывезли. В предыдущие годы сын помогал в заготовке кормов, сейчас он в армии, должен уже прийти скоро. До срочной службы Ишимский техникум окончил, получил специальность электрика, права имеет категории «В» и «С». Останется или нет в деревне – вот в чём вопрос. Ну, там видно будет, время покажет. Дома работал – будь здоров, среднее специальное образование получил, плюс ко всему ещё и армия поможет ума-разума набраться, думаю, теперь ни в городе, ни в деревне не потеряется, – делает вывод владелец подворья.
Подкупает Владимир Кузьмич своим оптимизмом и приобретённой нелёгким жизненным опытом философией. Глядя на него, невольно вспоминаются слова главы администрации Александровского сельского поселения В.А.Журавлёва: «Кержаки в Таволжане живут крепко. Путь к благосостоянию каждый здесь выбирает свой: в силу возможностей, интересов, характера».
– Большинство односельчан предпочитает трудиться в местном сельхозпредприятии. СПК «Таволжан» даёт возможность людям заработать. Ну, а мы с супругой идём своим путём, предпочитаем самостоятельное хозяйствование, – продолжает Владимир Кузьмич.
Сколько труда уже вложено в добротное подворье! Люди, хорошо знающие семью Ярковых, утверждают, что это союз равноценных по величине личностей. Совместно принимая решения, всё делают супруги дружно и с любовью.
– Милка, Дочка, Мотя, Малышка…– перечисляет хозяйка клички бурёнок-кормилиц, содержащихся на подворье, – уже на свет четыре ребёнка-телёнка появилось: две «девочки» и два «мальчика».
В личном подсобном хозяйстве Ярковых именно молоко подпитывает семейную казну «живыми» деньгами. При правильном планировании отёлов денежки в кошельке хозяина подворья водятся обычно круглый год. Однако, такой вариант возможен лишь при использовании метода искусственного осеменения животных.
– Наш населённый пункт находится в отдалении, техника-осеменатора приходится привозить с центральной усадьбы поселения. При первом посещении специалист определяет оптимальное время для проведения процедуры по искусственному осеменению. При его наступлении снова за техником съездить в Александровку нужно. К тому же, оплодотворение не всегда происходит с первого раза, в таких случаях процедуру требуется провести повторно. Помотаешься туда-сюда раза три, намотаешь километров 150, вот тебе и влетело всё «в копеечку». Ну, допустим, спланировал я отёлы. Куда же молоко дену, если заготовительный пункт в деревне зимой не работает? Чтобы он функционировал, объёмы сбора должны быть на уровне 100 литров. А такого пока не происходит, очень мало желающих перестроиться. Люди трудятся в общественном производстве, подворье для них является побочным, а не основным источником дохода, – рассуждает Владимир Кузьмич.
Жизнь учит селян быть универсальными. Вот и Ярковы на одном скотоводстве не останавливаются, занимаются ещё и свиноводством. В прошлом году, получив компенсацию части затрат на приобретение племенного свинопоголовья, из ОАО «Племзавод «Юбилейный» привезли свиноматок породы «белая крупная» и кабана беконной продуктивности «ландрас». При промышленном скрещивании получилось хорошее племя, поросятки вышли славными. На трёх-четырёхмесячных «пятачков» покупатели находились. Но и «под зиму» Ярковы оставили 45 голов. Свинья толстокожей только кажется. Хоть она и считается грязнулей, но на самом деле не выносит ни сырости, ни грязи, плохо реагирует и на переохлаждение.
– Чтобы содержать большое количество животных в холодное время года, нужно иметь хороший, тёплый пригон. Пока вырастишь свиней до сдаточных кондиций, затрат наделаешь. Сегодня доходы не позволяют нам вести строительство, из-за малого помещения увеличить поголовье нет возможности, т.е. замкнутый круг разорвать не удаётся, – делится проблемами Владимир Кузьмич.
Двенадцать лет занимается глава личного подсобного хозяйства свиноводством. И, несмотря на трудности, полностью сворачивать этот вид деятельности пока не собирается.
– Зато знаем – это всё наше, какой получим доход, такие по нему и расходы будем иметь, – резонно подмечает Галина Васильевна. – На жизнь нам хватает.
Среди милых сердцу родных пейзажей, в общении друг с другом, в совместной работе шлифуются эмоциональные грани душ супругов. Эти чувства словно «программируют» их на семейное счастье. А там, где есть оно, никакие житейские и рыночные сложности не страшны.
Фото Алексея ШАЦКИХ