В Тюмени находился самый секретный объект Советского Союза
В 1941 году, когда началась война, ЦК КПСС принимает секретное постановление об эвакуации из мавзолея в Москве саркофага с Лениным в далекую Тюмень.
В июле 1941 года специальный поезд под усиленной охраной кремлевской роты солдат НКВД прибывает на станцию Тюмень. Ночью забальзамированную мумию Ленина в специальном ящике перевозят в здание сельскохозяйственного техникума на улице Рес-публики, 7. На втором этаже в аудитории № 15 и расположился «мавзолей» вождя мирового пролетариата. Занятия для студентов в этом здании не проводились до конца марта 1945 года, когда спецпоезд увез саркофаг из Тюмени в Москву.
Здесь, в Тюмени, с 19 июля 1941 года находился самый секретный объект Советского Союза – сибирский «мавзолей» Ленина. Достаточно сказать, что автор этих строк учился в этом здании на агронома в 1977–1981 гг., но про тюменскую «ссылку» Ильича тогда не знал.
Для догляда за Лениным на этом же поезде прибыл весь штат московского мавзолея во главе с профессором Борисом Збарским. Здание техникума всю войну освещалось и отапливалось. Охранялся он той же ротой солдат и офицеров войск НКВД, которые сопровождали Ильича по дороге из Москвы в Тюмень. Когда в декабре 1941 года нависла угроза для страны и немецкие войска стояли в 28 км от Москвы, ни один солдат не был снят с тюменского секретного объекта.
В сибирском городе для идейного руководителя мирового пролетариата потребовался новый костюм. Отправляя вождя в далекую «ссылку», кремлевские чиновники забыли в спешке положить сменный френч для Ильича. На то время здесь проживал и работал знатный портной Меер Хацкелевич. Михаил Фадеевич, так его звали тюменцы, приехал в наш город из Тобольска. Известный на всю округу портной окончил курсы академической кройки в г. Санкт-Петербурге и получил звание закройщика.
Когда к нему обратились сотрудники НКВД с просьбой сшить военный френч без примерок и без подкладки для человека среднего роста, то Михаил Хацкелевич поначалу очень удивился столь странному заказу. Только страх за себя и свою семью остановил тогда Хацкелевича спросить у сотрудников этой зловещей конторы, кому же будет принадлежать костюм. Возможно, портной подумал, что сшитый им костюм предназначался для местного чиновника, ушедшего в мир иной. Хацкелевич не мог даже предположить, что в сшитый его руками военный френч будет облачен вождь мирового пролетариата Владимир Ленин.
В годы войны в здании техникума работала уборщицей Анастасия Мелких. У Анастасии Анфиногеновны в деревне Космаковой Тюменского района жила родня Милютиных. Сашка Милютин, девяти лет от роду, приходился ей племянником, часто навещал городскую тетку. Уже взрослый Александр Яковлевич в своих мемуарах «Моя родословная» напишет: «Я часто гостил в Тюмени у родной тетки Анастасии Мелких. Она работала уборщицей в тюменском сельхозтехникуме. В здании техникума она имела жилую комнату. Я всегда помогал тете мыть огромные площади техникума. Разве предвидел Владимир Ильич, что будущий комсомолец и коммунист, мальчик из глухой деревни Космаковой Шурка Милютин будет мыть полы вокруг гроба, а в будущем бесплатно окончит институт, затем университет марксизма-ленинизма».
С Александром Милютиным меня познакомил его внук из деревни Зырянки Саша Милютин. 15 февраля 2012 года Милютину исполнилось 80 лет. Сейчас мы часто перезваниваемся. Александр Яковлевич подробно рассказывал о военных годах в деревне Космаковой, о нищенском существовании его семьи и вечном желании вдоволь поесть хлеба. Когда в годы войны он бывал у своей тетки на каникулах, то только здесь сполна и наедался.
Маленького Шурку Милютина знала вся рота войск НКВД, и он всегда беспрепятственно проходил через черный ход к тете Тасе на самый секретный объект Советского Союза. Туда даже муха не могла залететь, а деревенский мальчик заходил. Чудеса, да и только.
Владимир КАЛИНИНСКИЙ, краевед-исследователь, г. Тюмень
рубрика: История