Медиакарта
5:59 | 18 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из писем в редакцию

09:18 | 27 апреля 2012
Источник: Наша жизнь

За родителей обидно

Моего отца Ивана Прохоровича Лазарева нет на белом свете уже 55 лет, а мне сейчас 58. Конечно, я его не помню, знаю только по фотографиям и документам из домашнего архива. Да вот ещё 5 марта нынешнего года на наш запрос пришёл ответ из Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) города Подольска.

Война уже шла вовсю, а отец ещё учился. В ноябре 1943 года он добровольцем ушёл на фронт, а ему было всего-то 17 лет.

Даже за короткий срок до окончания войны успел навоеваться и повидал очень многое. 24 января 1945 года был тяжело ранен и отправлен на лечение в госпиталь. Молодой, горячий, не желал залёживаться на койке, рвался снова на фронт, воевать за Родину. Малость подлечился – и вперёд. Вскоре снова ранение, и опять направлен в госпиталь.

Уволен в запас из рядов по ранению на фронте 12 июня 1945 года. И стал 19-летний парень инвалидом 2 группы. Домой вернулся без трофеев, израненный да больной. Недуги не давали ни жизни, ни покоя. В справке из архива ЦАМО значится: «Лазарев Иван Прохорович гвардии сержант автоматчик 2 стрелкового батальона 248 гвардии стрелкового полка награждён орденом Славы 3 степени. Приказ 83 гв. СД №4 от 04.02.1945 г.» Отметки о вручении награды нет (орден где-то затерялся).

После войны отец работал учётчиком тракторной бригады, земляки его уважали, у него было много друзей. В 1947 году встретил и полюбил маму, и она ответила взаимностью. Зарегистрировались. Отец был очень добрым и хорошим семьянином. Мама и все родные лечили его всем, чем только могли, но болезнь брала своё. Наша мама Софья Мироновна Лазарева до войны работала помощницей тракториста, а потом почти всю войну трактористкой. Родила четверых детей. Недолгим было её замужество. Страшные фронтовые раны и болезнь не дали отцу пожить. Умер он 26 октября 1957 года в возрасте 31 года.

Мама до конца своей жизни так и осталась вдовой участника Великой Отечественной войны. Когда отец умер, нам было 3, 5, 7 и 9 лет. Пенсию по потере кормильца назначили не на всех, по закону было не положено. Но нас мама не отдала в детдом, работала с утра и до позднего вечера. Мы старались помогать ей как могли. Как вдове участника войны ей никогда ничем не помогали. Да и нам, детям участника войны, за 55 лет ни копейки никому не дали – не положено. Так за что и за кого воевал наш отец?

К празднику Победы детям пропавших без вести на войне хоть что-то выдают, а нам не положено, потому что отец умер рано, в 31 год, до 1960 года. О ветеранах, доживших до наших дней, государство заботится: платит им хорошую пенсию, обеспечивает жильём. И это правильно. Получают кое-что их дети и внуки. Но почему другие-то забыты?

Лично я теперь считаю 9 мая днём траура, после смерти мамы я хожу в этот день к родителям на могилки. Обидно, что не помнят наших отцов. И от этого беспамятства душа разрывается на части. Но родителями своими я горжусь.

Т. КЛЕЧИКОВА (Лазарева)
д. Малая Ченчерь