Медиакарта
5:02 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Согретые Сибирью - Эхо далёкой войны

09:10 | 02 мая 2012
Источник: Наша жизнь

В годы Великой Отечественной войны в наш район был эвакуирован ленинградский детский дом №22. Функционировал он здесь чуть больше двух лет.

Сведений о нём очень мало. Никаких документов нет ни в Казанском архиве, ни в районном краеведческом музее. Немного данных нашлось в архиве отдела образования, плюс небогатые воспоминания старожилов. Итак, в приказе № 93 по Казанскому районо Омской области от декабря 1941 года значится (дословно): «21 ноября 1941г. в район эвакуирован 22-й детский дом г. Ленинграда. В связи с тем, что детский дом является с особым режимом, причём где сохраняется и школа, учреждение объявляется самостоятельным с присвоенной ему печатью и штампом. Зав. районо Н. Швецов»

Встречать детей, эвакуированных из Ленинграда, ездили в Ишим заведующий районным отделом народного образования Николай Яковлевич Швецов и работавшая в то время инспектором политпросветработы РОНО Елизавета Васильевна Петрухина. Вместе с детьми прибыл и весь обслуживающий персонал учреждения. Разместили детдом на первом этаже здания Казанской средней школы (сейчас здесь находится начальная школа). Зимой в здании стоял жуткий холод, дров не было, дети занимались в верхней одежде. И тогда ленинградцам разрешили пилить дрова в пришкольной берёзовой роще, хотя местных жителей за подобные вырубки ждало серьёзное наказание, вплоть до тюрьмы.

Воспитанники детдома всё делали сами вместе с нянями и воспитателями: пилили и кололи дрова, варили еду, стирали, убирали в комнатах. Со слов Марии Тихоновны Щинниковой, с которой я недавно разговаривала, директором детдома была пожилая женщина Анна Павловна (фамилии моя собеседница не помнит). А в приказе №109 по Казанскому районо от 10 февраля 1942 года написано: «На место директора Казанской средней школы, уходящего в РККА, временно исполняющие обязанности возложить на директора Казанского детдома тов. Жаворонкова с 10 февраля 1942 года».

После снятия блокады Ленин-града (а произошло это в январе 1944 года) детдомовцы уехали в свой город.

Подробностей жизни этого детдома Е.В. Петрухина не знает, так как уже в декабре 1941 года была мобилизована на работу на Омский военный завод. А Н.Я. Швецов 10 февраля 1942 года сложил обязанности заведующего районо в связи с уходом на фронт. Сохранились скупые воспоминания жившей в то время в райцентре Клавдии Григорьевны Дружининой. Она рассказывала, что ленинградские дети были гораздо образованнее и смелее казанских. Вот такой пример. Иностранный язык в школе вёл контуженый еврей, который никого и ничего не помнил, знаний не давал. И десятиклассница Полина из детдома добилась, чтобы учителя заменили.

Во дворе школы в маленькой избушке вместе с мамой и сёстрами жила Мария Тихоновна Щинникова (в девичестве Ананьина), которая потом долгое время работала бухгалтером отдела образования. У них квартировала няня из детдома по имени Маша, к ней приходила в гости её подруга и сотрудница Настя, обеим им было где-то 18-19 лет. Они скучали по родному городу и мечтали, как после войны поедут учиться.

Поскольку детдом был особого режима, воспитанникам не разрешали дружить с местными ребятишками. Но кое-какие эпизоды из общения с ленинградцами Мария Тихоновна припомнила. Как-то Ананьины привезли на корове из деляны дрова. Колоть их женщине и маленьким девочкам было не под силу. Увидев, как они маются, к ним подошёл подросток из детдома и предложил свою помощь. В благодарность мама Марии Тихоновны напоила мальчика молоком.

Ещё моя собеседница вспомнила такой случай. Дело было летом. Она с подружками купалась на реке Алабуге, поплыла за кувшинками и запуталась в водорослях. Спас девочку детдомовец. Увы, фотографий того времени нет: некому и нечем было фотографировать.

Автор: Нина РОСТОВЩИКОВА