На прошлой неделе в Доме детского творчества состоялась районная конференция юных исследователей.
По сути, каждый школьник, занимающийся исследовательской работой или проявляющий интерес к окружающему его миру, может стать автором собственного проекта и защитить его по выбранному направлению. Для этого и проводится районная конференция «Шаг в будущее». Своего рода, научный экзамен для наиболее подготовленных учащихся, которые расширяют своё образовательное пространство, выходя за пределы обязательной школьной программы.
В этот раз участники интеллектуальных и творческих конкурсов разделились на три секции: биология и здоровый образ жизни, математика и технология, литература и история, в каждой из которых работало жюри. На публичное выступление в среднем отводилось около десяти минут. За это время ребята должны были рассказать основную суть проекта и ответить на дополнительные вопросы, если таковые возникнут…
Осветить все проекты детей в одном материале невозможно, поэтому мы планируем сделать это поэтапно, так как многие исследования заслуживают того, чтобы они стали достоянием читателей - более широкой аудитории.
«Загорались ярким пламенем…»
Хочется начать с презентации шестиклассниц Прохоровской школы Насти Поповой и Олеси Савельевой, которую девочки подготовили с помощью учителя русского языка и литературы Галины Матвеевны Беловой. Темой работы стал «Образ огня в поэзии Сергея Есенина». Школьницы проанализировали более двадцати стихов, проследили их содержание, сравнили, провели собственное исследование и сделали выводы…
В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого — есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки, что и подтвердили прохоровские школьницы.
Удивительно, как часто русский поэт в своём творчестве упоминает такие слова, как огонь, дым, пожар, костёр, очаг… Упаковывая их в метафоры, сравнения, он придаёт им особое, неповторимое смысловое значение. Например, «В саду горит костёр рябины красной» - спелые ягоды. «Горю я розовым огнём» - уходящая молодость. В самых неожиданных словосочетаниях встречается образ дыма, без которого, как известно, огня не бывает: «Задымился вечер» - туман. «Я в сплошном дыму» - герой запутался…
В заключение девочки сделали вывод, что все эпитеты, сравнения, метафоры в творчестве Есенина существуют не сами по себе или ради красивой фразы или формы, а для того, чтобы глубже выразить себя, своё миропонимание, отношение к родной природе и жизни вообще. Утверждение, что Есенин понятен всем – ошибочное. Мир его поэзии сложен, оригинален, неповторим.
-Наполненная любовью к людям, человеку, родной земле, проникнутая душевностью, добротой, искренностью поэзия Есенина помогает нам познавать, заново открывать и беречь свою страну, свою Родину...
Спасибо тебе, вышивание!
Напрасно кто-то считает, что вышивание крестиком – это прерогатива девочек. Восьмиклассник Павел Третьяков опроверг это наглядно, представив на суд жюри творения, сопроводив их тематическим докладом «Мир моих увлечений».
-Вышивание крестом – несложное занятие, но им можно «заболеть» на всю жизнь, - сказал в своём выступлении Павел.
Мальчик уверен, что овладев этим видом рукоделия, можно создать уникальную копию полотен знаменитых художников, превратить бесценный шедевр мировой живописи в вышитую картину.
Подростку нравится как сам процесс, так и готовый результат. Наверное, обучиться не так сложно - было бы желание творить… Только самому непосвящённому человеку (как, например, мне), кто никогда не брал в руки пяльцы и прочие прибамбасы для вышивки, сложно понять, как на абсолютно чистом куске ткани из бессвязной мешанины цветных крестиков могут получаться такие стройные картины.
-Главное – это, конечно же, огромное эстетическое душевное удовольствие, которое я получил, проходя все этапы, - сказал в заключение восьмиклассник. - Я убедился, что сочетание хобби, творчества и труда развивает и мобилизует полезные навыки и наклонности… Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулся с необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. При этом развивается фантазия, познаётся цвет. Этот процесс приятен, созидателен и радостен! Сейчас я настраиваюсь на другие работы. Спасибо тебе, вышивание!
«Кока-Кола» - вред или польза?
То, что у «Кока-Колы» всемирная слава и известность, знает каждый житель планеты. Она вездесуща и популярна, к тому же производители не устают её широко и повсеместно рекламировать. Но почему-то они не предостерегают потребителей от чрезмерного употребления их продукции и не сообщают, что неумеренность может привести к проблемам со здоровьем. Как устоять от соблазна купить сей напиток, когда на экране телевизора с шипением отлетает крышечка, появляется лёгкое облачко брызг, красивая соломенно-кофейная жидкость с шипением выливается в стакан! У неё сладкий, густой, насыщенный вкус, яркая упаковка… Как же хочется попробовать глоточек этого чудесного нектара! Но, как и все «звёзды», «Кока-Кола» окружена огромным количеством слухов и мифов. То, что она заменяет бытовую химию и ею можно очистить посуду от накипи, растворяет мясо и капроновые колготки, удаляет ржавчину с металлических предметов и вообще вредно влияет на организм человека.
«Кока-Кола» - вред или польза? На основе своих исследований и опытов это решил выяснить ученик третьего класса Армизонской школы Никита Королёв. И доказал, что любимый лимонад, содержащий сахар и кислоту, отрицательно воздействует на ротовую полость, в частности на эмаль зубов. Оба компонента разрушают эмаль и приводят к развитию кариеса. Углекислый газ в таких напитках безобиден только в небольших количествах. От высокой концентрации эмаль неизбежно пострадает, а зубы станут чувствительными к холодному и горячему.
За отведённое регламентом время юный исследователь обосновал, как любимая всеми «шипучка» губительна для зубной эмали.
Подытоживая своё выступление, Никита заявил:
-Дети пьют его годами. К сожалению, до поры до времени. Вредные вещества скапливаются в организме постепенно и незаметно, а потом количество переходит в «качество». Наша задача – остановить этот процесс, и каждому из нас это по силам…
Как было уже упомянуто, здесь представлена лишь малая часть работ. А мы ещё раз убедились, что современные школьники интересуются разными сферами деятельности человека. Кто знает, может быть, первые шаги в науку, помогут ребятам определиться в выборе будущей профессии.
В районной конференции юных исследователей «Шаг в будущее» приняли участие шесть школ района: Армизонская, Ивановская, Капралихинская, Прохоровская, Красноорловская и Калмакская. После подведения итогов определились победители. В номинации «Юный исследователь» Дипломами первой степени награждены: Никита Королёв, Ольга Прокопьева и группа детей: Светлана Писарева, Настя Дереглазова, Валерия Войтенко за совместную исследовательскую работу. В этой же номинации Дипломами второй степени награждены Елена Плоских, Алексей Третьяков и авторы проекта Анастасия Попова и Олеся Савельева (Прохоровская школа). Коллективную награду в виде Диплома третьей степени получили: Алёна Тишаева, Ксения Иванова, Анжела Переладова.
В номинации «ЮНИОР» на первое место вышли: Мария Зеновкина (Калмакская школа), Мария Комик (Капралиха), Юлия Субботина (Армизон). «Серебряными» призёрами стали: Вячеслав Маломыжев (Ивановская школа), Валерий Киселёв (Армизон), Надежда Слепнёва (Калмак), Анна Ситникова (Армизон), Иван Киселёв (Капралиха). «Бронза» была присуждена Ксении Григорьевой (Красноорлово), Павлу Третьякову (Иваново), Наталье Изоховой (Красноорлово), Салтанат Азнабаевой (Армизон), Насте Эйхман (Армизон).
За подготовку победителей и призёров к районному мероприятию грамотами отдела образования были награждены учителя.