Медиакарта
17:00 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долг солдата выполнил с честью

Более семидесяти лет отделяют нас от того страшного времени, когда войска фашистской Германии вторглись на территорию СССР. Люди страны, пережившей ужасы Великой Отечественной войны, никогда не должны забывать о тех, кто отдал свои жизни во имя своего народа, чтобы подобного больше не произошло…

Весна 1941 года в нашем крае началась с невиданного наводнения. Старики толковали: «Быть войне - вода в реке столь же скоро прибывает, как в 1914-м, когда с немцами воевали»… Природа как будто предупреждала о приближающейся беде, но того, сколько продлится испытание, никто и представить не мог. Внезапность врага помогла ему в кратчайшие сроки продвинуться на сотни километров вглубь страны.

В декабре 1941 года под Ишимом проходило формирование 452-й стрелковой дивизии, переименованной в январе 1942 года в 229 СД. Личный состав располагался на территории бывшего пионерского лагеря в Синицынском бору. Основное ядро дивизии составили призывники 1921-1923 годов рождения Омской, Новосибирской и других областей Сибири, что послужило поводом появления в её названии эпитета «Сибирская». 229-я стрелковая дивизия сражалась на фронтах: Западном, Сталинградском, Волховском, Ленинградском, 3-м Белорусском, 1-м Украинском, участвовала в Смоленском сражении под Москвой, Сталинградском и Ленинградском, в Новгородской, Псковско-Островской, Тартуской, Рижской, Висло-Одерской, Верхне-Силезской, Берлинской и Пражской операциях.

Наш земляк Игнатий Зиновьевич Королёв был из числа тех, кто пополнил ряды призывников-стрелков 2-й Ленинградской авиашколы г. Ишима. Об этом и многом другом нам рассказала его сестра З.А. Воложанина, проживающая в с. Прохорово.

-Мой дед Гурьян Петрович Гончаров в 1924 году был арестован по линии НКВД и расстрелян, - вспоминает Зоя Афанасьевна. - Ещё до вступления в колхоз Гончаровы имели большой дом с двумя входами, а после раскулачивания его жильцов выселили – строение перешло в колхоз. Из одной части огромного дома Гончаровых сделали свинарник, другую – разобрали. Семья мыкалась по чужим углам. И лишь потом мой отец Афанасий Гурьянович купил амбар, из которого и соорудил избушку...

-Мне семь лет стукнуло, - продолжает Зоя Афанасьевна, - когда осенью 1941 года Игнатия забрали в армию. Пункт сбора находился в Ишиме. Афанасий Гурьянович ездил к нему, увозил передачу, даже какое-то время там жил. Несмотря на то, что приходился отчимом, любил Игнатия, как родного, и тот отвечал ему взаимностью. Будучи на фронте, молодой боец представлялся Афанасьевичем, даже в похоронке с его именем стояло имя человека, которого он глубоко уважал и ценил…

Зоя Афанасьевна вспоминает, что с братом жили очень дружно, она любила слушать его игру на балалайке, иногда что-то напевать. Чаще всего крутилась вокруг Игната, когда тот работал с деревом. Однажды выпросила топор, но после неудачного движения поранила ногу. Такие яркие вспышки из детства сопровождают старую женщину до сих пор.

-Он был весёлым, трудолюбивым парнем, - рассказывает наша собеседница. – Папа работал на тракторе, а брат у него прицепщиком. Первым мы проводили в Красную армию младшего мужчину семьи, а через год или полтора и отца забрали на фронт. Игнатий по возможности старался выкраивать время, чтобы отправить весточку домой, но, к сожалению, до наших дней письма не сохранились... Во время войны у нас было две коровы. Косить сено мы нанимали людей, но, конечно же, не оставались в стороне и сами – делали копны, метали зароды. Нам, как семье красноармейцев, отменили налоги, поэтому в этом плане было легче, но при этом в доме не осталось мужчин, вся работа ложилась на женские плечи…

После тяжёлого ранения в голову и девяти месяцев скитаний по госпиталям, Афанасий Гурьянович весной 1945 года вернулся домой, а вот сыну больше не суждено было увидеть родных и близких. Погиб молодой боец 25 октября 1944 года на чужбине в Восточной Пруссии, там же и похоронен... Тяжёлые испытания, выпавшие на долю семьи Гончаровых, их не пугали, а только сплачивали. Они всегда рассчитывали на свои силы, трудолюбие, благодаря чему семья крепла.

…Воспоминания всколыхнули прошлое, и боль с новой силой сжимала сердце старой женщины, голос дрожал, а непрошеные горькие слёзы текли по лицу.

-Часто думаю – сохранилась ли могилка, где брат похоронен, - шепчет старушка, - ухаживают ли за ней… Имя нашего земляка, отдавшего свою жизнь за мир, улыбки детей и спокойствие матерей, уже вписано в историю страны и навсегда останется в народной памяти…

Как ни горько это сознавать, но с каждым годом ряды участников великих событий редеют, уходят от нас живые свидетели тех лет. И нам, их потомкам, надо хранить и беречь то, что собрано по крупицам, и помнить, какой ценой завоёвано счастье – жизнями безусых мальчишек, которым так и не довелось стать отцами, дедами, и видеть, как растут и взрослеют их дети, внуки…

Автор: Лариса ЛАПУХИНА