Нынешняя весна держала в напряжении все службы, имеющие отношение к тушению пожаров, которым была присвоена самая высокая категория – пятая. Только в нашем районе их было уже 35, тогда как в прошлом году за весь пожароопасный период – 16. Если в 2009 году лесные пожары начались лишь 7 мая, то в текущем – уже с 22 апреля. Тому способствовала тёплая, сухая весна и, конечно, человеческий фактор. Лесные пожары наносят непоправимый урон природе. И как сказал глава региона: «Если мы не осознаем всю серьезность этой беды, то со временем можем потерять одно из главных богатств региона – уникальные тюменские леса».
Среди тех, кто ведёт борьбу с лесными пожарами, – Аромашевское отделение ГУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов».
Своё существование отделение начало с 1 февраля 2008 года. Вот уже год его возглавляет молодой и перспективный руководитель – Алексей Петрович Эгнер. Основной функцией службы является, безусловно, тушение лесных массивов. Небольшой коллектив состоит из пяти постоянных сотрудников: начальника, трёх трактористов и водителя, а также восьми сезонных – на период пожароопасной обстановки.
Разумеется, вызывает интерес, есть ли здесь авиация, о возможном присутствии которой говорит название отделения. Как пояснил Алексей Петрович, своих вертолётов у них нет, но в случае лесных пожаров в труднодоступных местах на подмогу «идёт» авиация Тобольского и Уватского отделений. Так было и нынче, когда горели леса за Малиновкой, на границе с Вагайским районом. Любопытство толкнуло связаться по телефону с представителем Тобольского отделения ГУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов» (на борт не возьмут, так хоть по телефону расскажут!).
– Инструктор десантно-пожарной команды Кондрахин Николай Николаевич, – браво представились на том конце провода, а воображение нарисовало крепкого мужчину с военной выправкой.
– Расскажите, пожалуйста, немного о своей работе? – интересуюсь.
– А что рассказывать? Лично я занимаюсь организацией тушения лесных пожаров.
– Часто в наших краях бываете?
– Нет.
– Каким образом тушите?
– Вылетаем в самые труднопроходимые места очагов возгорания, спускаемся либо на парашютах, либо на тросах и работаем.
– Опасно ведь?..
– В любой работе присутствует та или иная доля риска, – отвечает невозмутимо.
Да… Небо, вертолёт, инструктор…
Возвращаясь на землю, отмечу, что хотя авиационного транспорта, к сожалению, в Аромашевском отделении нет, зато есть наземная техника: два «Беларуса», УАЗ «Фермер», гусеничный трактор ДТ и спецмашина ГАЗ-66, а также – ранцевые огнетушители и лопаты.
Предприимчивый руководитель делает всё возможное, чтобы улучшить материально-техническую базу: появились необходимые в работе компьютер, принтер, нет недостатка в запчастях к технике. Кстати, в отрасли А.П. Эгнер недавно, после окончания Тюменского колледжа транспорта молодой человек три года жил и работал в областном центре, последние два – в Аромашево. В отделении трудится с первого дня его существования. В феврале нынешнего года, уже будучи руководителем, ездил на курсы повышения квалификации в Москву, где проходили обучение во Всероссийском институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства по программе «Государственное управление лесами». Экзамен, к слову, сдал на «отлично». В текущем году планирует поступление в Тюменский лесотехнический колледж.
…Присвоенная самая опасная категория пожаров, предполагающая круглосуточное дежурство, держала в напряжении не только руководителя, но и весь коллектив. В такие дни у них не бывает выходных. В любое время дня и ночи они всегда находятся на связи, чтобы в случае возгорания немедленно быть на месте. Водитель подвозит людей, которые незамедлительно приступают к тушению, трактористы опахивают территорию возгорания. Именно на весенне-летний сезон приходится самый пик работы. Нынешняя весна побила все рекорды, как отмечает Алексей Петрович, только за одну из весенних недель случилось 20 пожаров!
– Но самый серьёзный случай на моей практике произошёл в прошлом году, когда пожар пришёл со стороны Сорокинского района, возле деревни Калиновки, – вспоминает мой собеседник. – Горело всё и везде. Кругом болота, пробирались с трудом, буксовали, приходилось толкать машины, идти пешком. Территория возгорания – большая. Для тушения были привлечены даже местные жители. Пожар был локализован только на третьи сутки, всё это время находились на ногах, туша огонь. В общем, было «красиво»!
– В этом году, – продолжает рассказывать А.П. Эгнер, – самый большой пожар был в Илинее. Туда со стороны Вагайского района даже пришёл танк по причине большой непроходимости. На нём и ездили через болота, речушки. Опасность в нашей профессии, конечно, присутствует. Скорость огня намного больше, чем у того же трактора, к примеру. А если ещё ветер… Но, к счастью, в нашем районе происшествий подобного характера не было. Во всяком случае, при мне.
Как заявил начальник отделения, на сегодняшний день в нашем районе пожаров нет. Хотя накануне нашего разговора сотрудники отделения вернулись с очередного тушения лесного массива в стороне Слободчиков.
– После того, как мы локализовали огонь, пошёл дождь. Вовремя, – с довольной улыбкой сказал Алексей Петрович. – Впереди, думаю, столько работы не будет. Уже появилась зелёная трава. Надеемся, гореть будем меньше. Самые трудные времена позади.
О. МАГЖАНОВА