Много судеб искалечила война. Но люди, как весенние ростки, подпитываемые силой родной земли, поднимались и снова тянулись к солнцу, к жизни, твёрдо веря в лучшее будущее. Ожидания оправдались не все, судьба решила самым стойким добавить испытаний. Как говорят, по силе да дано будет...
Таисии Александровне Дроновой доля выпала горькая. Рано ее семья потеряла отца, девочке тогда было девять лет. За месяц до начала войны не стало старшего брата. Остались они одни, мать и три дочери. Таисия заканчивала седьмой класс, после уроков разносила почту.
– Принесешь письмо, а в дом заходить страшно, – вспоминает она. – Скажут, ты уж, Таинька, нам почитай, пожалуйста. Я открою – похоронка. Всё. Реву вместе с ними.
По ночам подрабатывала телефонисткой. И уроки там же делать успевала – дома керосина не было, а на коммутаторе лампа со стеклом стояла.
– Начальник мне говорил, работай, учись, мне скоро на пенсию, будешь вместо меня. Не пришлось – забрали меня в армию.
Взяли, как оказалось, случайно. Семнадцатилетняя Тая шла из родного Ражево в Голышманово поступать на медицинские курсы вместе с двумя медсестрами, которых вызвали для отправки в часть. До военкомата добрались только к вечеру, а он закрыт – все, кого призвали, уже были на перроне, ждали поезд. Попала она под горячую руку военкома, рассерженного опозданием – отправили вместе со всеми. В городе Буй Ярославской области окончила курсы радистов, после чего попала в шестой запасной полк. Шли они за передовыми частями. Через освобождённый Ленинград, Ладожское озеро по мосту-времянке, который в любой момент мог оборваться под тяжестью полка, вплоть до города Кировск на Кольском полуострове. Оттуда их перекинули обратно в Ленинград, где и застала их весть: Победа! Радость была недолгой – через месяц оказалась молодая радистка на передовой у границы с Японией. Память четко зафиксировала и сохранила события тех дней, только говорить о них и по сей день нелегко.
– А чего о войне рассказывать, – как мысли вслух произносит Таисия Александровна. – О войне всего не расскажешь – ее надо видеть. А видеть не дай Бог никому.
Вернувшись с фронта, потихоньку начала она налаживать свою жизнь: устроилась на работу, вышла замуж, родила трех ребятишек.
– Думала, детьми буду жить, – горюет Таисия Александровна.
По-другому решила судьба. Страшная авиакатастрофа забрала жизни дочери и внука. Давно уж нет с ней мужа, который мечтал отметить золотую свадьбу, похоронила старшего сына и двух внуков. Покинули ее и сестры.
Вопреки всему находит эта стойкая женщина в себе силы жить дальше. В ее восемьдесят семь у нее прекрасный слух, и зрение до сих пор позволяет заниматься рукоделием: вязать коврики, мастерить подушечки из лоскутков. В качестве зарядки для ума разгадывает сканворды. Каждый день Таисия Александровна находит повод, чтобы прогуляться: то платежи в банк отнести, то письмо на почту. Такие марш-броски даются уже нелегко, спасают лавочки, которых в центре теперь предостаточно – посидеть, отдышаться и снова вперед. Сохранилась в ней некая стать, несмотря на то, что годы и пережитое неумолимо гнут к земле.
Полтора года назад Таисия Александровна, как ветеран войны, получила квартиру. До этого она тринадцать лет прожила в Доме ветеранов. Скучает пожилая женщина по своим приятельницам, вспоминает весёлые посиделки, выступления с группой «Душеньки». Но не отрицает, что в своей квартире жить комфортнее. Новое жилье, после того как получила сертификат, подыскивала вместе с внучкой, чтобы всем требованиям отвечало: недалеко от центра, первый этаж, остановка рядом. Квартира у Таисии Александровны светлая, уютная, установлен титан для горячей воды. Кругом рукодельные коврики и подушки, а на подоконниках рассада, которая скоро перекочует на грядки под окнами.
Таисия Александровна и в общественной жизни поучаствовать не отказывается. Ее историю многие могли слышать на мероприятиях, посвящённых Великой Отечественной войне. Сожалеет, что перестали собираться с ветеранами, раньше не по разу в год устраивали чаепития и тематические вечера. Дважды она ездила в Тюмень на парад Победы, и в этом году снова с радостью согласилась.
Сильна любовь к жизни у этой женщине. Всплакнет, бывает, и снова стойко встречает новый день.
Фото Павла Ложкина
На снимке: Т.А. Дронова