Ольга Никоновна Стадухина (в девичестве Вахтомина) встретила Великую Отечественную войну в возрасте 13 лет. Воюя в тылу с голодом, отчаянием и страхом, отстаивая непосильным трудом своё право на жизнь, заработала великое и почётное звание – труженица тыла.
Ольга Никоновна родом из деревни Мясниково Белозёрского района Курганской области. В семье воспитывалось пятеро детей, Ольга была второй. Отца в войну держали по брони на стратегическом участке – заготовке отборного делового леса для крыльев самолётов. Но после того как отец, не добившись разрешения съездить похоронить свою мать в соседней деревне, самовольно покинул работу, его осудили на 5 лет лишения свободы. Чтобы семья могла как-то выжить, пошла Ольга работать в колхоз.
– Дали мне быка, на котором я должна была боронить поле, – вспоминает она, – я худенькая, маленькая, страшно было к нему и подойти, не то что работать.
На колхозных же быках и коровах вдвоём со старшей сестрой Ольга заготавливала трёх-, четырёхметровые дрова для зерносушилки. Для девочек, одетых в поношенные фуфайки и дырявые валенки, это было изнурительно. Двухсот-граммовой пайки хлеба в день, выдаваемой за работу, не хватало, и ребятишки, вооружившись лопатами, отправлялись на колхозные поля в поисках мёрзлой картошки.
– Летом немного полегче бывало, – негромко рассказывает Ольга Никоновна, – варили медуницу, лебеду, всё, что росло, можно было приспособить для еды.
Когда Ольге исполнилось 17 лет, семья переехала в с.Боровлянка, где работа была только на лесосплаве. Ольга Никоновна и сейчас невысокая женщина хрупкого телосложения, что уж говорить про то время.
– От барака, где мы жили, до деляны шли пешком девять километров, – труженица тыла, ветеран труда как бы заново переживает прошлое, в глазах её появляются слёзы. – Выходили затемно. Руки деревенели от топорища, жгли костры, чтобы подсветить и по ногам себе не попасть топором.
В 1951 году Ольга вышла замуж за Александра Алексеевича Стадухина. Родился сын, за ним – дочь. В 1969 году молодая семья переехала в Исетский район, в село Станичное. Двадцать пять лет уже нет рядом с Ольгой Никоновной супруга, но навещают дети, два внука и два правнука.
– Сейчас жить можно, – улыбается О.Н.Стадухина, – а здоровья уже нет.
Несмотря на эти слова, Ольга Никоновна до сих пор сама всё делает по дому, содержит небольшой огород. Видимо, даёт о себе знать закалка того лихого военного времени.
Фото Марины Чагиной