Медиакарта
15:49 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Я до сих пор его люблю...»

Любовь охватывает человека всего, без остатка, горит пламенем и сжигает все преграды на пути. И если, несмотря ни на что, всю жизнь идёшь одной дорогой с любимым – это огромное, бесконечное счастье. Я хочу рассказать о людях, пронёсших неугасаемый огонь светлого чувства через годы…

В Доме ветеранов на улице Кондратьева живёт милая женщина Евфалия Георгиевна Середкина. Судьба у неё, как впрочем, у многих людей военного поколения, необычная. С мужем, участником Великой Отечественной войны, Иосифом Григорьевичем она прожила 57 лет. К сожалению, он уже ушёл из жизни, но память продолжает жить в сердце самого близкого человека.

-Ося (так ласково называет она своего мужа) родился в деревне Селезнева Курганской области, - вспоминает рассказ своей свекрови Е.Г. Середкина. - Его родители – Екатерина Авдеевна и Григорий Иванович - переехали из тех мест, когда мальчику (он был самый младший из пятерых детей) исполнилось три годика. Семья перебралась в коммуну «Красный пахарь», которая образовалась в двух километрах от деревни Меньшикова у озера Корякина. Там было построено два больших двухэтажных дома, столовая, детский сад, овощехранилище. Работали все вместе, дружно.

Мальчишкой он рос шустреньким, очень хотел учиться, но лет-то было ещё мало, и его не принимали. А при переезде на новое место жительства все документы утеряли, тогда старший брат собрал подписи с трёх человек о том, что младшенький не 1927, а 1926 года рождения. Вот таким образом его приняли в школу, которая в то время находилась в Армизоне, и дети добирались туда пешком, а Осю носили на плечах, так как маленький ещё был. Зимой коммунары приобрели домик, где сделали общежитие, купили корову, привезли сено. Воспитатель Нина Маломыжева готовила детям обеды. Потом почему-то всё у них распалось, - продолжает женщина, - и Середкины поселились в деревне Меньшикова, рядом с нашим домом - только прясло из жердей разделяло дворы…

Евфалия Георгиевна рассказывает о семье мужа, а глаза так и светятся – слёзы и смех слились воедино:

-В моей семье все мужчины играли на гармошке, старшему брату Оси тоже купили гармонь-однорядку, и мой дядя занимался с ним. Как только старшенький уходил из дома, младший брал инструмент, прятался в картошке и самостоятельно постигал науку. Бывало, перепрыгну через прясло, войду в дом, а так как ходили тогда босиком, он отправит меня сначала помыть ноги. Я бегом на озеро, с песком отчищу и обратно. Он играет, а я пляшу. Иосиф же старше меня на пять лет был, и когда мальчишки меня обижали, он всегда говорил: «Не трогайте мою будущую жену», я обижалась. Маленькая ещё была. А девчонок-то у него много было - красивый парень. Как-то играла с ребятишками на улице и порвала чулки, прибежала домой - штопаю да плачу. На следующий день он встретил меня и подал какой-то свёрток, дома, говорит, посмотришь. Я не утерпела, развернула, а там - чулки …

Так, в привычном русле, протекала жизнь в деревеньке, никто и не ведал, какие испытания приготовила судьба русскому народу. Среди ясного, мирного неба грянул гром войны, многие ушли на фронт, жить стало трудно – кажется всё вокруг в одночасье померкло.

-Ося окончил семь классов, - вспоминает Евфалия Георгиевна, - в 1943 году. Вместе с отцом, который был бригадиром, собирали снопы, молотили зерно. Но подошло время, и 16 ноября четверых парней, и его в том числе, отправили воевать. Провожали их всей деревней до окраины - женщины плакали, а мужики играли на гармошке, и я тоже бегала прощаться. Отец запряг лошадь, сделал короб, в который положил сено, усадил туда этих «птенцов», укрыл тулупом и повёз. Так, меняя лошадей в каждом посёлке, их довезли до города и дальше отправили на поезде. Мне довелось почитать его письма с фронта, которые он писал девушкам… У Евфалии Георгиевны ушли на фронт отец и старший брат. В деревне почти не осталось мужчин, и поэтому мать была постоянно на работе, уходила ранним утром и наказывала, что нужно сделать. Девочка носила воду с озера в большущих вёдрах на коромысле, прогибаясь под их тяжестью. На начало войны у них было две коровы, одну продали, а та, которая осталась, вдруг стала давать мало молока. Это и понятно - домашняя животинка, вместе с людьми, без устали трудилась в колхозе. Но сильно они не бедствовали, родственники из деревни Орлово помогали продуктами. Одеть, как и у всех, нечего, а в школу ходить надо было. Вот здесь и пригодилась рубашка воевавшего брата – из неё получился сарафанчик, так вот и пережили то тяжёлое время.

В победном 1945 году стали возвращаться домой уцелевшие солдаты, дождались и Иосифа. Здоровье у фронтовика от ранений и контузии сильно пошатнулось, он даже не мог спать от сильной головной боли. Но ничего не поделаешь, жить-то надо. Чтобы прокормить престарелых родителей, парень ходил на поле и шелушил колоски. Позже ему предложили работу завклубом в деревне Яровое, затем - в Данькова, а когда освободилось место в родной деревне, он вернулся туда. В клубе организовали большой хор, ставили небольшие спектакли, ездили с концертами по соседним посёлкам, и везде участвовала соседская девочка, которая уже стала взрослой и красивой. Фаля играла на гитаре, пела, чем и очаровала статного фронтовика, вскоре между ними завязалась дружба, которая переросла в большое и светлое чувство.

-Меня в 1951 году отправили на лесозаготовки, сначала - в Раздолье, потом - в Пятково, - рассказывает Евфалия Георгиевна. - По пояс в снегу мы валили снег, рубили и жгли сучки. Там заработала немного денег, купила драп и сшила пальто, а папа справил богатый воротник из щенячьих шкурок. Также приобрела ткани, из которой сама смастерила платье. Вскоре меня просватали, и я перебралась жить в соседний дом…

В семье Середкиных родились три сына, которые, к радости родителей, выросли достойными людьми. Дети и внуки чтят память об отце и дедушке. За мужество в борьбе с фашистскими захватчиками Иосиф Григорьевич был награждён Орденом «Отечественной войны I-II степени», Орденом «Славы III степени», медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», медалью Жукова и многими юбилейными. А его верная спутница знает каждый бой, в котором он участвовал, и все награды.

Трудновато им было жить в последнее время в деревне, добились квартирку в специализированном Доме для ветеранов, сделали своими силами ремонт. Жить бы да жить, но старые раны давали о себе знать всё чаще и чаще, и в 2007 году участник войны ушёл из жизни.

Более полувека прожили они вместе, наряду с хорошим были обиды и разочарования, но, несмотря ни на что, сберегли светлые, нежные чувства друг к другу. «Я до сих пор его люблю…», - сквозь слёзы горечи говорит пожилая женщина.

Г. БАХАРЕВА