Медиакарта
18:46 | 12 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

О мальчике с доброй душой

09:09 | 05 мая 2012
Источник: Красная звезда

Передо мной лежит письмо с фронта, над которым не властно время. Его написали натруженные руки солдат, твёрдо знающих свою цель. Этот документ хранит горячее дыхание боя. Он служит для меня данью преклонения перед светлой памятью человека, о котором оно рассказывает…

«Уважаемая Елизавета Александровна, разрешите передать Вам сердечный привет от бойцов и командиров разведки 226 части и поблагодарить Вас за воспитание сына Касаткина Владимира. Вы можете гордиться своим сыном. Владимир является отличным разведчиком и снайпером-истребителем. Он из снайперской винтовки уничтожил 47 фашистов. Не один раз побывал Владимир в немецких траншеях, уничтожая и там озверевших фашистов.

На поле боя Владимир вырос от рядового красноармейца до достойного командира. Звание командира он оправдывает. Будучи раненым, Владимир не покинул поля боя до тех пор, пока не выполнил боевую задачу. Елизавета Александровна, мы, бойцы и командиры разведки, желаем Вам счастья и здоровья на долгие-долгие годы. С приветом к Вам капитан Кац, мл. лейтенанты Аргамонов и Урламов, старшина Егоров, сержант Моргунов, мл. сержант Никитин, красноармейцы Новиков, Тимежников, Назаров, Ивмин, Шимитиков».

Это письмо было опубликовано в газете «Красная звезда» в марте 1943 года. Представляю, как была рада мама, получив такое благодарственное послание! Гордились и земляки, друзья-товарищи, посылая письмо Володе. «Уважаемый т. Касаткин! Прочитав в газете о твоём героическом подвиге, мы, члены первичной комсомольской организации при Викуловской пожарной команде, гордимся тобой, -- писали они. -- Уверены, после выздоровления от ранений сильнее будешь мстить немецким гадам. Мы не дождёмся дня, когда советский народ доверит нам оружие для борьбы с врагом. Берём обязательства усилить помощь фронту. Будь здоров, наш дорогой земляк! С приветом к тебе секретарь первичной организации Демешко, зам. секретаря Данилов, комсомольцы Балаганин, Кокоулин, Бобровский. 8 апреля 1943 года.». Поправившись, Владимир пишет землякам:

«Луна освещает местность, а мы ползём в немецкое логово. Рядом со мной старшина Мироочник и боец Петюнов, невдалеке – сержант Моргунов. Нас ведёт командир Аргамонов. Добыть языка приказало командование. Мы выполняем этот приказ. Залегли, накапливая силы. И вот артиллерия перенесла огонь вглубь немецкой обороны. Я кинулся вперёд. За мной товарищи. Много фрицев побили, много землянок сравняли с землёй. Делом показали, что в разведке добьёшься своего, если подберешься к врагу скрытно, нападёшь внезапно. Сорок семь гансов я убил. Опасности не останавливали. Родная Сибирь и Родина, которую я защищаю, всегда стоит передо мной. Буду разведывать оборону врага, открывать пути продвижения нашей пехоте. 22 апреля 1943 года.».

А маме с фронта шли самые ободряющие письма: ни слова уныния, безысходности. Слушая их (мама читать сама не умела, и письма с фронта ей читали), она видела перед собой не солдата в солёной от пота гимнастёрке, не изнурённого бессонницей разведчика, не снайпера, зорко вглядывающегося в даль. Перед глазами стоял её сынок, который, зная сложности материального положения семьи, после окончания 8 класса пошёл работать в народный суд секретарём.

Она вспоминала: получив свою первую получку, он с гордостью положил деньги на стол. И тогда, взглянув на сына, мать поняла: растёт опора, надежда, кормилец. А ведь сын этот совсем недавно бегал в школу, радовалась мать, что его рисунки на школьной выставке были признаны лучшими, что его похвалила Е.П. Волкова за успехи по русскому языку, что команда по волейболу, в которой он играл, занимает одно из призовых мест в соревнованиях… Эх, учиться бы ему дальше!. Но все мечты и надежды рухнули с появлением короткого, страшного слова «война»…

Ушёл воевать и он, мальчишка с доброй душой. Радовалась мать коротким весточкам с фронта. Но с октября 1943 года не получала мама больше ласковых и добрых писем от своего сына. И не суждено было ей в 1945 году обнять Володю, преклонить на его плечо свою седую голову, опереться своими мозолистыми руками. При жизни мама много мне рассказывала о брате, очень сожалела, что не может побывать на могилке сына, да и сохранилась ли эта могилка?.. А потом, когда я уже вышла замуж, она дала мне наказ: «Будет сын – назови Володей». Её просьбу я выполнила, а вот на могиле своего брата побывала с семьёй только в 1990 году, благодаря поискам и архивным данным. Прах брата покоится в братском воинском захоронении в п. Большая Ижора Ломоносовского района Ленинградской области.

Мы благодарны воинской части, людям, живущим рядом с захоронением, за уход и порядок на кладбище. Низкий поклон и вечная память вам, солдаты России!

А. ГЕРАСЁВА,

сестра В. Касаткина

От редакции:

Фронтовые письма… Пожелтевшие листки бумаги, маленькие по своему размеру, но такие большие по значению и ёмкие по содержанию. В каждом из них – отдельная судьба, переживания, радость, боль, слёзы, надежды. Как их ждали! «…Жив, здоров, чего и вам желаю…» - всего несколько строк, но как значимы они были, как желанны! Их читали всей деревней, передавали из рук в руки, делясь с односельчанами безмерной радостью: близкий, дорогой сердцу человек «жив, здоров!». Где и как писал солдат его, что и кого видел рядом, тепло ли там, сыт ли, одет ли, обут?...

Фронтовые письма – это целый мир. Пожелтевшие от времени, с выцветшими чернилами, рядками аккуратно выведенных солдатскими руками букв… Их берегут, как самый важный документ. Ведь именно в них, в этих аккуратных строчках, скрыта настоящая русская душа.

Берегите своих родных и близких! Именно этому учат старые пожелтевшие «треугольнички». И пусть сегодня подрастающее поколение помнит - настоящее человеческое тепло не в коротких смс-ках и ярких смайликах, а вот в таких письмах, бережно хранимых теми, кому и были адресованы с холодных и промёрзших землянок, где солдат грела не старенькая «буржуйка», а любовь и забота родных, которая не знает ни времён, ни расстояний.

Автор: Е. ШЕВЕЛЕВА