Медиакарта
22:51 | 10 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

О чём мечтает танкист Шевчук?

О чём мечтает танкист Шевчук?
09:26 | 05 мая 2012
Источник: Наша жизнь

Самое сокровенное желание участника Великой Отечественной войны пока так и не сбылось*

Тишина. Василий Иванович Шевчук долго смотрит в окно, его глаза слегка прищурены, взгляд устремлён будто сквозь десятилетия. Эту паузу не прерываю. Жду. Понимаю, мыслями ветеран сейчас не со мной…

– О Победе мы узнали 8 мая ровно в пять утра. Наш полк тогда стоял в Германии, в деревне Паунсдорф, – прервал молчание Василий Иванович. – Только прошла пересменка, на охрану танков заступил новый конвой.

Кто-то из ребят сумел настроить радиоприёмник на советскую волну. В тот момент звучало выступление Сталина, он и сказал, что враг нашими войсками наконец-то окончательно разбит. Господи, Боже мой, что тогда началось! Мы и кричали, и обнимались, от радости стреляли в воздух. Кстати, в тот день среди наших не было ни одного убитого.

Василий Иванович встретил Победу опытным солдатом, на фронте он воевал с 1943 года. Механику-водителю тяжёлых танков было тогда 19 лет.

– Призвали меня 17-летним мальчишкой, военному делу отправили обучаться вместе с братом-близнецом под Ишим. Но я заболел и попал в госпиталь, Сергея же направили на Южный фронт, всю войну он прошёл шофёром. После выздоровления меня командировали в Челябинск, в танковую школу, окончил её и сразу встал в строй. Нас посадили в танки, загрузили на платформы и отправили в Польшу, там мне и пришлось принять боевое крещение.

– Испугались?

– Когда только шёл воевать, ничего не боялся, даже не думал об этом. Понимал, что сражаться всё равно надо, кроме нас самих, Родину никто не защитит. Но вот в Польше…Понимаешь, мы просто умирать не хотели, мы хотели остаться живыми! Повезло, все уцелели, хотя немецкие самолёты налетели стремительно, тут же начали бомбить эшелон. Танки стояли сцепленными, потому, когда огонь пошёл шквалом, технику стали разворачивать прямо на платформе. Немцы улетели так же неожиданно, как и напали. Когда бойцы пришли в себя, они снова выстроили танки в ряд и направили дальше своим ходом.

Дальше наш полк форсировал Вислу, освобождал Варшаву, много нервов потрепал переход через Одер. Мост на той реке хоть и был сделан добротно – широким, большим, но под тяжестью наших мощных машин (танки весили по 64 тонны) еле устоял. Чтобы оградить экипаж от смерти, всем ребятам было приказано спуститься на землю, техникой управлял лишь механик-водитель (если погибнет, то только он). Сижу в танке, почти не дышу, смотрю, чтобы техника шла ровно, рычаги стараюсь не трогать – от этого мост меньше шататься будет. Следом за мной другой танк идёт, остальные с берега огнём прикрывают. Осторожно, чуть ли не по сантиметру, но эту переправу мы одолели.

– Перед боем сто граммов фронтовых давали?

– А как же! Чистый спирт – обязательно. Он уверенности придавал, иначе как воевать, как по живым стрелять?

– Желание бросить фронт и убежать домой было?

– Да ты что, в голове такого даже не держали! За спиной же матери наши стояли, дома, страна наша! Куда бежать? Зачем?.. Нет, среди моих товарищей дезертиров не было. После форсирования Одера 86-й танко-самоходный полк подошёл к Эльбе, там произошла знаменитая встреча с американцами.

– Как общались с иностранцами?

– Жестами, – смеётся Василий Иванович. – Они мгновенно танки наши «оккупировали», каждой деталью восхищались. Оно и понятно, у этих красавцев 122-миллиметровая пушка была, чтобы выжать рычаг, сорок пять килограммов усилия приложить надо. Вот это я понимаю – настоящая боевая машина. В подарок командиру экипажа один из американцев саблю преподнёс, другие бинокли театральные вручили. Встреча длилась несколько часов, потом мы по своему маршруту двинулись, иностранцы – по своему.

– Вскоре вы узнали о Победе…

– Да. До Берлина не доехали всего 70 километров. Позже основательно обустроились в Лейпциге, приказом там был создан 86-й учебный танко-самоходный полк. Из Германии меня демобилизовали только в конце 50-х годов. Чаще всего потом вспоминал свой экипаж – нас было четыре человека, все годы, что воевали, жили как одна семья. Кстати, с ребятами потом переписывались долго, один в Москве остался, другой в Омской области жил, третий в Казахстан перебрался. В последнее время связь прервалась, не знаю, живы ли они.

По традиции День Победы Василий Иванович встретит в родном селе, этот светлый праздник он отмечает в Казанском вот уже 62 года. Ветеран обязательно примет участие в торжественном шествии, с удовольствием пообщается с сослуживцами и молодёжью. Осуществление своей главной мечты – возможности побывать на параде Победы в Москве или хотя бы одним глазком вновь увидеть Германию – он отложит на будущий год. Может, эти сокровенные желания сбудутся хотя бы спустя 68 лет после окончания той жуткой войны.

Автор: Ксения ПАВЛИДИ
Теги: Победа